Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России (далее - Заказчик):
ООО "МК" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 706-ЭП/24 от 12.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских изделий (извещение N 0372100029923000575),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0372100029923000575) (далее - Аукцион).
Максимальное значение цены контракта - 1 500 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.11.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МК".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МК" заключен государственный контракт N 0372100029923000575-01 от 17.11.2023 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.7 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях:
11.7.1. Отказ Поставщика передать Заказчику Товар или принадлежности к нему (п. 1 ст. 463, абзац второй ст. 464 ГК РФ);
11.7.2. Существенное нарушение Поставщиком требований к качеству Товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
11.7.3. Неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки Товара (п. 2 ст. 523 ГК РФ);
11.7.4. В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МК".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий (далее по тексту - Медицинские изделия, Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленные Медицинские изделия и надлежащим образом оказанные Услуги.
Согласно условиям Контракта, поставка Медицинского изделия осуществляется по заявкам Заказчика с момента заключения Контракта по 20.12.2023.
Согласно п. 5.1.1. Контракта поставка Медицинских изделий осуществляется на основании заявки Заказчика в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения заявки, составленной с учетом потребностей Заказчика в определенном ассортименте и номенклатуре, по адресу, указанному в заявке.
16.11.2023 Заказчиком в адрес Поставщика направлена заявка 884/32023 на поставку Медицинских изделий, на сумму 1 449 346,80 рублей.
На основании заявки 884/32023 от 16.11.2023 по документу о приемке N УТ-71 от 27.11.2023 Поставщиком был частично поставлен Товар на сумму 371 205,80 рублей. Поставка оставшейся части Товара Поставщиком не была осуществлена. Поставщиком обязательства по Контракту исполнены не в полном объеме.
На основании вышеизложенного Заказчиком было принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "МК" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В рамках Контракта (этап Контракта с 17.11.2023 по 31.12.2023) Поставщиком были осуществлены следующие поставки по направленной 17.11.2023 Заявке N 884/32023 от 16.11.2023:
- 27.11.2023 Поставщиком была осуществлена поставка Товара на сумму 371 205 рублей 80 копеек, о чем свидетельствуют электронные документы о приемке товара (N УТ-71 от 27.11.2023, подписанный Заказчиком 28.11.2023, оплачен в полном объеме).
- 26.12.2023 Поставщиком была осуществлена поставка Товара на сумму 1 033 690 рублей 60 копеек, о чем свидетельствуют электронные документы о приемке (N УТ-76 от 26.12.2023, подписанный Заказчиком 26.12.2023, оплачен в полном объеме).
- 29.12.2023 Поставщиком была осуществлена поставка Товара на сумму 22 225 рублей 20 копеек, о чем свидетельствуют электронные документы о приемке (N УТ-77 от 29.12.2023, подписанный Заказчиком 29.12.2023, оплачен в полном объеме).
- 09.01.2024 Поставщиком была осуществлена оставшаяся поставка товара на сумму 22 225 рублей 20 копеек, о чем свидетельствуют электронные документы о приемке (N УТ-77 от 29.12.2023, не подписанный Заказчиком, на ТТН стоит пометка об отказе в приемке в связи с тем, что "контракт закрыт").
Таким образом, Поставщиком исполнено, а Заказчиком оплачено обязательств по Контракту на сумму 1 427 121,60 рублей из 1 500 000,00 рублей, то есть более чем на 95%.
22.12.2023 Заказчиком было размещено Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что по мнению Заказчика, Поставщиком не была осуществлена поставка по Контракту в полном объеме.
Реализуя свое право на ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, 09.01.2024 Поставщиком в адрес Заказчика была осуществлена поставка оставшейся части Товара по заявке N 884/32023, о чем свидетельствует ТТК от 09.01.2024, а также электронные документы о приемке, размещенные в ЕИС 09.01.2024, однако в отсутствии законных оснований и причин Заказчик отказал в приемке указанных товаров, оставив пометку в накладной "товар не принят, г/к закрыт", чем нарушил нормы действующего законодательства, процедуру, последовательность и сроки совершения действий, предусмотренных ст. 95 Закона о контрактной системе, и также нарушил права Поставщика на устранение нарушений, послуживших основанием для одностороннего отказа.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении сведений об ООО "МК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "МК" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "МК" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МК" (ИНН: 7816644757), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 января 2024 г. N РНП-78-166/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024