Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "СОК Колпинского района "Ижорец" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ГК СПЕЦФОРМА" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 4323-ЭП/24 от 20.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку униформы для спортивного комплекса (извещение N 0372200163323000170),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку униформы для спортивного комплекса (извещение N 0372200163323000170) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 294 888,50 рублей.
В соответствии с Итоговым протоколом запроса предложений в электронной форме от 21.11.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "ГК СПЕЦФОРМА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ГК СПЕЦФОРМА" заключен государственный контракт N 03722001633230001700001 от 24.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 150 000,00 рублей, по условиям которого Участник обязался поставить униформу для спортивного комплекса (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 13.6 и 13.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 08.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ГК СПЕЦФОРМА".
Согласно п.4.2 Контракта поставка Товара должна быть осуществлена Поставщиком единовременно в полном объеме в течение 20 рабочих дней с момента заключения Контракта (т.е. не позднее 22.12.2023).
Несмотря на это, Поставщик данное обязательство не исполнил, Товар в адрес Заказчика в указанную срок не поставил.
26.12.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия, в которой Заказчик указывал на просрочку исполнения обязательств по поставке Товара и требовал устранить нарушения условий контракта в срок до 28.12.2023.
Однако, в указанный в претензии срок Поставщиком нарушения условий контракта не устранены, обязательства Поставщиком не исполнены - предусмотренный Контрактом Товар Поставщиком по состоянию на 08.02.2024 не поставлен.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с п. 13.7. Контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта если Поставщик неоднократно (два и более раз) допустил нарушение сроков поставки товара.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 13.7 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.02.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В соответствии с п. 3.3.1 Контракта, Поставщик обязан согласовать макет логотипа с Заказчиком до момента его нанесения на Товар, а также поставить товар, отвечающий требованиям Заказчика, установленным в Приложении N1 к Контракту (требованиям по количеству, качеству, ассортименту, показателям и др.) в установленный срок и произвести выгрузку Товара по адресу, указанному в пункте 4.1. Контракта.
Необходимый материал был закуплен Поставщиком заблаговременно, что подтверждается УПД от 08.09.2023.
Вместе с тем, в Спецификации к Контракту полностью отсутствовали размеры изделий, необходимых к поставке по Контракту, а также не был указан цвет косынок.
В соответствии с п. 4.7 Контракта, контроль за выполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, приемку товара осуществляет ответственное лицо Заказчика - Кавуненко Алексей Александрович тел.: +7 (911)989-24-54.
22.11.2023 Поставщик обратился к ответственному лицу за предоставлением необходимых сведений.
Однако необходимые данные были предоставлены Заказчиком только 08.12.2023.
В связи с чем, Поставщик не мог приступить к исполнению обязательств до исполнения Заказчиком встречных обязательств.
После получения необходимых размеров изделий, Товар Поставщиком был изготовлен. Однако при примерке изделий было установлено, что размеры были предоставлены Заказчиком несоответствующие действительности.
Со стороны Заказчика было направлено предложение о том, что Заказчику необходим товар определенного производителя. В частности, поставщика ООО "Корп Лайн".
От указанного поставщика было получено коммерческое предложение на сумму поставки 279 663,80 руб., что в разы превышает стоимость заключенного Контракта, а также не соответствует действительной стоимости изделий.
В связи с чем, Поставщиком было принято решение самостоятельно исполнить условия заключенного Контракта.
Ввиду окончания срока действий исполнения Контракта, сторонами было принято решение о переносе сроков исполнения на 2024 год.
Товар был полностью готов к поставке на дату 16.02.2024.
В соответствии с п. 4.3. Контракта, Поставщик должен уведомить Заказчика о готовности товара к поставке (отгрузке) и согласовать с Заказчиком точные дату, время поставки (отгрузки) товара не позднее 1 -го рабочего дня до предполагаемой даты поставки товара. Уведомление о предстоящей поставке товара направляется Заказчику по электронной почте, указанной в проекте контракта, и телефону 8(911)989-24-54. Время поставки должно быть согласовано с Заказчиком.
16.02.2024 ответственный представитель Заказчика был уведомлен о том, что товар будет поставлен Заказчику 19.02.2024.
19.02.2024 Поставщиком товар был доставлен в адрес Заказчика. Однако в ходе телефонных переговоров представитель Заказчика отказался от приемки товара со ссылкой на отсутствие уведомления о поставке.
19.02.2024 Поставщик уведомил о поставке Товара посредством электронной почты.
20.02.2024 Поставщик прибыл по адресу, указанному в Контракте.
Однако Заказчик от приемки товара отказался со ссылкой на истечение сроков действия заключенного Контракта.
Вместе с тем, Товар был полностью готов к отгрузке, совместно со всеми необходимыми сопроводительными документами по Контракту
Таким образом, Поставщиком были предприняты все необходимые меры для исполнения принятых на себя обязательств.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении сведений об ООО "ГК СПЕЦФОРМА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "ГК СПЕЦФОРМА" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ГК СПЕЦФОРМА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Исполнителем деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ГК СПЕЦФОРМА" (ИНН: 3528336340), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 февраля 2024 г. N РНП-78-339/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2024