Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ГБУ СПб НИИ СП им. И.И. Джанелидзе (далее - Заказчик): по доверенности,
ИП Руднева Е. В. (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 4322-ЭП/24 от 20.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку канцелярских товаров для отдела клинического питания (2) (извещение N 0372200176923000649),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного запроса котировок на поставку канцелярских товаров для отдела клинического питания (2) (извещение N 0372200176923000649) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 7 257,89 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.11.2023 N ИЗК1 (далее - Протокол) победителем Запроса котировок признан ИП Руднев Е. В..
По результатам закупки Заказчиком с ИП Рудневым Е.В. заключен государственный контракт N 0372200176923000649 от 24.11.2023 на сумму 2 975,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.02.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Рудневым Е.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить товар в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Согласно пункту 5.2. Контракта Поставка осуществляется в течение 3 (трех) рабочих дней после заключения Контракта.
В соответствии с пунктом 5.4. Контракта к документу о приемке должны быть приложены следующие документы, являющиеся его неотъемлемой частью: сертификат соответствия (декларация о соответствии).
Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) установлена страна происхождения Товара - Российская Федерация, однако на поставленном товаре указано, что страна происхождения - Китай, что не соответствует условиям Контракта.
Информационное письмо от ИП Руднева Е.В. о том, что штрихкод, указанный на упаковке товара, означает, что Товар произведен в Российской Федерации, не может быть принято к сведению, так как в цифровом обозначении штрихкода первые три цифры означают код регионального представительства ассоциации GS1 (регистратора), в которой зарегистрировался производитель продукции, и совсем не означает страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта.
В связи с тем, что Поставщиком не произведена замена Товара, указанного в п. 1 Спецификации - скобы для степлера (изготовлены в Китае), Товар не принят, так как не соответствует условиям Контракта.
Заказчиком в адрес Поставщика была направлена Претензия N 339 с требованием в срок по 29.12.2023 поставить Товар, соответствующий условиям Контракта. Однако надлежащий Товар поставлен не был.
Таким образом, по мнению Заказчика, Подрядчик существенно нарушил обязательства по Контракту.
В связи с вышеизложенным на основании п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.4 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.02.20204.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
29.11.2023 Поставщик произвел поставку Товара.
18.12.2023 Заказчик произвел частичную приемку Товара
21.12.2023 Заказчик произвел оплату Товара на сумму 2072,00 рублей.
25.12.2023 Поставщик в личном кабинете ЕИС сформировал документ о приемке N 733/1 от 25.12.2023 на сумму 903,00 руб. с приложением подтверждения страны происхождения Товара
29.01.2023 Заказчик отклонил документ
30.01.2024 Поставщик сформировал новый документ о приемке N 774/1 от 30.01.2024 на сумму 903,00 руб.
07.02.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, по которому ранее произвел частичную приемку и оплату на том основании, что одна позиция товара не российского происхождения, а именно скобы для степлера 30 упаковок.
По контракту были поставлены скобы для степлера 24/6 Staff штрих-код товара 4606224112107
Место происхождения товара определяется европейским стандартом штрих-кода ЕАN-13, предназначенным для кодирования идентификатора товара и производителя, который наносится на каждую единицу товара. В штриховой кодировке Россия занимает диапазон от 460 до 469. Любое из этих чисел в начале последовательности означает, что товар произведен в Российской Федерации. Проверить на подлинность штрих-код нанесенный на любом товаре и определить страну производителя можно на любом информационном портале, находящемся в открытом доступе (https://service-online.su/text/shtrih-kod/)
Штрих-код, указанный на упаковке поставленного Товара 4606224112107, которые являются стандартной продукцией, производятся в Российской Федерации для разных брендов, которые предоставляют свою упаковку с указанием наименования и данных своего бренда. Для определения страны происхождения нанесение штрих-кода на упаковку бренда является обязательным. На упаковке может быть указана информация страны происхождения бренда, который может производить продукцию в любой другой стране.
Участник отмечает, что страну происхождения бренда, указанная на упаковке, и страна производства Товара - это не одно и то же. В глобальной системе товар любого бренда может изготовляться в любой другой стране.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Руднева Е.В. реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Руднева Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия пришла к выводу, что со своей стороны ИП Руднева Е.В. совершил все действия, направленные на добросовестное исполнение государственного контракта: обеспечил своевременную поставку товара, соответствовавшего условиям закупочной документации, предпринимал попытки замены товарных позиций, поставку которых было невозможно осуществить в силу объективных причин.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Руднева Евгения Владимировича (ИНН: 781490019850), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 февраля 2024 г. N РНП-78-338/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2024