Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ школа N 308 Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Че6-Проект" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 5685-ЭП/24 от 05.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на замену ИТП, ремонт помещений теплового пункта и технологическое присоединение к электрическим сетям (перевод с третьей категории надежности на вторую) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 308 Центрального района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Бородинская ул., д. 8-10, лит. А (извещение N 0372200071422000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на замену ИТП, ремонт помещений теплового пункта и технологическое присоединение к электрическим сетям (перевод с третьей категории надежности на вторую) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 308 Центрального района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Бородинская ул., д. 8-10, лит. А (извещение N 0372200071422000003) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 111 666,67 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.12.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Че6-Проект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Че6-Проект" заключен государственный контракт N 308-ПСД/ИТП-2023 от 27.12.2022 (далее - Контракт) на сумму 890 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.1 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Че6-Проект".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на замену ИТП, ремонт помещений теплового пункта и технологическое присоединение к электрическим сетям (перевод с третьей категории надежности на вторую) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 308 Центрального района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Бородинская ул., д. 8-10, лит. А (далее - Работы) в течение 320 календарных дней, но не позднее 01.12.2023 (п. 3.2.2 Контракта).
Согласно разделу 2 Технического задания (Приложение к Контракту) рабочая документация должна быть согласована с рядом заинтересованных организаций и ведомств.
В указанный срок окончания выполнения Работ и по состоянию на 20.02.2024 Подрядчиком не представлены Заказчику требующиеся согласования и результаты выполнения Работ по Контракту в полном объеме.
В связи с вышеизложенным Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.02.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Че6-Проект" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 04.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств.
Для проектирования Заказчиком были предоставлены следующие исходные данные:
1. Технические условия для присоединения к электрическим сетям, выданные ПАО "Россети Ленэнерго" по заявке N 22-005769-103-142 (дата не установлена);
2. Условия подключения к системе теплоснабжения АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" к соглашению о подключении к системе теплоснабжения 12/22-1 (дата не установлена);
3. Рабочая документация (Шифр 025-2021-АТС), разработанная ООО "Проектная мастерская "Петергоф";
4. Технический паспорт здания школы по адресу: Санкт-Петербург, Бородинская ул., д. 8-10, лит. А.
После получения исходных данных ООО "Чеб-Проект" незамедлительно приступило к выполнению Работ. Было проведено обследование участка работ, сформирован отчет по обследованию, который был согласован Заказчиком письмом N 92 от 21.02.2023. Этим же письмом Заказчиком были согласованы схемы границ проектирования.
06.03.2023 рабочая документация на технологическое присоединение объекта была направлена в ПАО "Россети Ленэнерго" на согласование.
28.03.2023 рабочая документация на замену ИТП была направлена на согласование в АО "Теплосеть Санкт-Петербурга".
30.03.2023 в адрес ООО "Чеб-Проект" поступило письмо об отказе в согласовании от ПАО "Россети Ленэнерго ввиду того, что проектирование необходимо выполнить с учетом согласованного проекта по п. 10.1.1 технических условий для присоединения к электрическим сетям, выданных Заказчиком в качестве исходных данных.
Данное письмо свидетельствует о том, что Заказчик договор технологического присоединения не заключал и само технологическое присоединение не оплачивал, соответственно технические условия, предоставленные в качестве исходных данных, не являются полноценными (действительными).
Также 30.03.2023 в адрес ООО "Чеб-Проект" поступило письмо от АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" N исх-45/2535 от 30.03.2023 об отказе в согласовании ввиду того, что рабочую документацию необходимо выполнить в соответствии с действующими условиями подключения и нормативными документами. Исходя из письма АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" N исх-45/2535 от 30.03.2023 следует, что условия подключения, на основании которых разработана рабочая документация, не являются действительными, соответственно, не могут являться исходными данными, необходимыми для выполнения проектных работ.
31.03.2023 письмом N 1034 от 31.03.2023 ООО "Чеб-Проект" проинформировало Заказчика о вышеуказанных обстоятельствах, а также надлежащим образом уведомило Заказчика о приостановке истечения срока по Контракту до момента получения необходимых исходных данных.
23.05.2023 Заказчик предоставил подписанное соглашение на подключение к системе теплоснабжения АО "Теплосеть Санкт-Петербурга", после чего рабочая документация была направлена повторно на согласование.
25.05.2023 Заказчик предоставил новые технические условия на технологическое присоединение, однако они также не являлись действительными, в связи с тем, что Заказчик не заключил договор технологического присоединения с ПАО "Россети Ленэнерго" и не оплатил выставленный счет.
13.07.2023 ООО "Чеб-Проект" получило техническое заключение от АО "Теплосеть Санкт-Петербурга", в котором была указана необходимость разработки рабочей документации на реконструкцию системы отопления и ГВС здания школы. Работы по разработке рабочей документации на реконструкцию системы отопления и ГВС здания школы не были предусмотрены заданием на проектирование к Контракту.
25.07.2023 ООО "Чеб-Проект" самостоятельно и за свой счет (20 759 руб.) получило исходные данные для проектирования (технические условия) на технологическое присоединение, после чего рабочая документация была направлена на повторное согласование.
11.09.2023 ООО "Чеб-Проект" проинформировало Заказчика об обстоятельствах, препятствующих выполнению Работ, а также просило Заказчика содействовать в решении вопроса по предоставлению проектов на реконструкцию системы отопления и ГВС с АО "Теплосеть "Санкт-Петербурга".
28.09.2023 ООО "Чеб-Проект" получило замечание от ПАО "Россети Ленэнерго" о том, что проектирование необходимо выполнить с учетом согласованного проекта по п. 10.1.1 исходных данных (технических условий) для присоединения к электрическим сетям. Согласно исходным данным N 23-035901-213-1 от 20.07.2023, мероприятия по п. 10.1.1 выполняются ПАО "Россети Ленэнерго" за счет средств платы за технологическое присоединение. В связи с тем, что Заказчиком не оплачено технологическое присоединение, проект по п. 10.1.1 сетевой организацией не разрабатывался, соответственно согласовать рабочую документацию с ПАО "Россети Ленэнерго" не представлялось возможным.
29.09.2023 ООО "Чеб-Проект" проинформировало Заказчика о невозможности согласования рабочей документации с ПАО "Россети Ленэнерго" и попросило предоставить согласованный проект п. 10.1.1. исходных данных (технических условий) для присоединения к электрическим сетям.
06.10.2023 состоялась видеоконференцсвязь с участием директора школы, представителями службы заказчика, руководителем проекта ООО "Чеб-Проект", на которой были озвучены все вышеуказанные вопросы.
27.10.2023 служба заказчика проинформировала ООО "Чеб-Проект" о следующем:
- запрошен новый договор на технологическое присоединение в ПАО "Россети Ленэнерго", а дальнейшие действия необходимо предпринимать по результатам его подготовки;
- ведутся переговоры с АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" по вопросу внесения изменений в условия подключения.
22.11.2023 служба заказчика попросила ООО "Чеб-Проект" направить комплект разработанной документации в адрес Заказчика в электронном виде.
24.11.2023 Заказчику был направлен полный комплект рабочей документации.
07.12.2023 ООО "Чеб-Проект" разместило в ЕИС документ о приемке.
25.12.2023 по накладной N 1502426473 был доставлен полный комплект проектной документации на бумажном носителе.
10.01.2024 Заказчиком в ЕИС были размещены замечания, которые ранее не озвучивались ни Заказчиком, ни службой заказчика несмотря на то, что полный комплект рабочей документации был направлен Заказчику еще 24.11.2023. В основном замечания касались оформления текстовой части рабочей документации несмотря на то, что согласно ГОСТ Р 21.1101-2009 в состав рабочей документации, передаваемой Заказчику, включают только рабочие чертежи и общие указания, в которых не следует давать описания принятых в рабочих чертежах технических решений (п. 4.3.5). Также в замечаниях было указано на отсутствие согласований, однако ООО "Чеб-Проект" ранее неоднократно указывало на невозможность согласования проекта по независящим от Подрядчика обстоятельствам. Часть замечаний относится к компетенции Заказчика - по какой-то причине Заказчик решил, что необходимо исключить из текстовой части технические условия ПАО "Россети Ленэнерго", которые сам же Заказчик и предоставил в качестве исходных данных. То же касается дополнения раздела "Пояснительная записка" правоустанавливающими документами, которые сам же Заказчик и должен был предоставить.
Тем не менее, ООО "Чеб-Проект" отработало мотивированные замечания Заказчика и отправило ответы на замечания и полный комплект исправленной рабочей документации курьерской службой 22.022024, Заказчику вручен 26.02.024 (накладная N 1524199544).
Учитывая изложенное, представитель Участника пояснил, что считает поведение Заказчика недобросовестным, несмотря на все обращения к нему ООО "Чеб-Проект".
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Че6-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Че6-Проект" предпринималось все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Че6-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Че6-Проект" (ИНН: 2129022519), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 марта 2024 г. N РНП-78-426/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2024