Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская Покровская больница" (далее - Заказчик):
ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 864-ЭП/24 от 15.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на восстановление противопожарного водопровода (извещение N 0372200262223000220),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на восстановление противопожарного водопровода (извещение N 0372200262223000220) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 867 392,18 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.09.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" заключен государственный контракт N 0372200262223000220 от 06.10.2023 (далее - Контракт) на сумму 798 000,82 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 8.3, 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на восстановление противопожарного водопровода (далее - Работы) не позднее 20.12.2023 с момента подписания Контракта (п. 3.1 Контракта).
Пунктом 1.4 Контракта предусмотрено, что результатом работы по настоящему Контракту является: разработанная проектно-сметная документация на восстановление противопожарного водопровода в зданиях литеров Б и К., разработанная в соответствии с настоящим Контрактом, согласованная в СПб ГБУ "Стройкомплект", а также наличие положительного заключения государственной экспертизы СПБ ГАУ "Центр Государственной Экспертизы" (СПб ГАУ "ЦГЭ") в части проверки достоверности определения сметной стоимости работ (за исключением случаев, предусмотренных положениями части 2, 3 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации) (далее - Документация).
Подрядчик обязан передать Заказчику проектно-сметную документацию в 2-х экземплярах, а также 1 экземпляр документации на электронном носителе. Текстовая часть - в среде "Word", сметная документация - в программном комплексе, совместимом с программой "Гранд-Смета", графическая часть - в формате *.dwg, фотофиксация - в формате *.jpeq., а именно в формате указанном в Техническом задании.
В нарушение условий Контракта результат Работ Заказчику не был сдан.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с ч. 3 ст. 708 ГК РФ указанные в п. 2 ст. 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ, установлено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 8.3. Контракта, Заказчик вправе в одностороннем порядке потребовать расторжения Контракта и возмещения причиненных убытков в случае существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта, в том числе в случае нарушения сроков выполнения работ.
В связи с нарушением Подрядчиком срока выполнения Работ в адрес Подрядчика направлялась претензия от 25.12.2023 N 01-14/2927.
Однако требования о завершении Работ Подрядчиком не было исполнено, в связи с чем, учитывая существенное нарушение Подрядчиком срока выполнения Работ, на основании п. 8.3 Контракта, ст. 715 ГК РФ, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что со стороны ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" принимались все меры для своевременного исполнения Контракта, однако своевременно получить положительную государственную экспертизу изготовленной проектной сметной документации не представилось возможным по независящим от ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" обстоятельствам.
В рамках Контракта Подрядчиком проведен анализ существующего состояния противопожарного водопровода, требующего капитального ремонта, осуществлено обследование помещений корпусов (два 8-этажных здания) административного здания Заказчика с составлением детального акта технического осмотра; разработана рабочая документация капитального ремонта внутреннего противопожарного водоснабжения корпусов К и Б, проекта организации капитального ремонта, архитектурно-строительные решения, сметная документация.
Подрядчиком своевременно начаты Работы по Контракту.
Для организации обследования нежилых объектов Заказчик в соответствии с п. 46 Задания на проектирование восстановления противопожарного водопровода, являющегося неотъемлемой частью Контракта, обязан передать Подрядчику техническое задание, технический паспорт здания, планы ПИБ (проектно-инвентаризационное бюро), технические условия ГУП Водоканал.
В адрес Заказчика 13.10.2023 по электронной почте было направлено письмо о предоставлении указанных необходимых документов. Однако на начало Работ в адрес Подрядчика так и не поступили следующие документы: планы ПИБ, технические условия ГУП Водоканал, планы расположения сетей водоснабжения, что повлекло увеличение объема выполняемых Работ и соответственно сроков исполнения Контракта.
Ввиду отсутствия вышеуказанных документов специалистами Подрядчика проводилось более детальное выездное обследование корпусов больницы, что также сказалось на окончательных сроках выполнения Работ.
Также по результатам обследования инженерных конструкций экспертами было установлен высокий износ сетей водоснабжения (более 50%), отсутствие документации, в том числе схемы размещения пожарных гидрантов, что было передано присутствующему при обследовании ответственному лицу Заказчика.
В связи с этим специалистами Подрядчика рабочая документация формировалась с учетом модернизации изношенных сетей, что не было отражено в Техническом задании, но требовалось в силу положений пожарной безопасности и строительных норм.
В период с ноября 2023 года по начало декабря 2023 года Подрядчиком, учитывая короткие сроки Работ по Контракту, готовилась рабочая документация, сметный расчет, который в рабочем режиме (телефонные переговоры с ответственным исполнителем), согласовывалась с Заказчиком.
21.12.2023 в адрес Подрядчика поступило письмо от Заказчика о согласовании проектно-сметной документации и передаче документов в бумажном виде для направления ее в СПб ГБУ "Стройкомплект".
26.12.2023 Подрядчиком в полном объеме была передана вся проектно-сметная документация в бумажном виде (в 11.00 часов).
Однако 26.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (в 18.04 часов).
В силу п. 5.3 Контракта Заказчик в течение 3 рабочих дней для согласования и последующего направления через СПб ГБУ "Стройкомплект" в СПБ ГАУ "Центр Государственной Экспертизы" для проверки достоверности определения сметной стоимости.
До настоящего момента в адрес Подрядчика от Заказчика информация о согласовании документации, ее передачи в компетентные органы, а также наличие от них замечаний не поступала.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" (ИНН: 5921029563), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 января 2024 г. N РНП-78-180/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2024