Резолютивная часть решения оглашена 05.03.2024 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Максмедикал" (далее по тексту - ООО "Максмедикал", заявитель) на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку передвижного рентгенхирургического аппарата С-дуга для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (N закупки 0128200000124000646), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика, представителя уполномоченного органа министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области; представителей заинтересованного лица ООО "Фиксрэй".
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/23-130/2024 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
27.02.2024 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Максмедикал" на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку передвижного рентгенхирургического аппарата С-дуга для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (N закупки 0128200000124000646).
Как указывает заявитель в своей жалобе, заказчик при формировании извещения электронного аукциона и приложения к нему на закупку передвижного рентгенхирургического аппарата С-дуга нарушил требования действовавшего законодательства, а именно:
- заказчиком не применен код каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее КТРУ), как того требует постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Правила);
- в описании объекта закупки электронного аукциона N 0128200000124000646 необоснованно установлены требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ);
В силу изложенного, заявитель просит признать в действиях заказчика нарушения законодательства РФ, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, привлечь к ответственности виновных лиц.
В обоснование правомерности действий заказчика, представитель пояснил следующее.
При формировании описания объекта закупки заказчику в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.
Ни одна из позиций указанных в КТРУ, по своим техническим характеристикам не соответствует потребности Заказчика.
Согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Требования, предусмотренные описанием объекта закупки, установлены в соответствии с многопрофильностью деятельности учреждения и сложностью выполняемых диагностических исследований. Описание составлено таким образом, что участники закупки могут представить оборудование различных производителей. В связи с этим участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика. Заказчик при размещении заказа не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки для государственных нужд.
Все установленные характеристики закупаемого товара являются критически значимыми для деятельности Заказчика, в том числе для оперативного и качественного оказания медицинской помощи пациентам. Указанные характеристики позволяют выполнять более сложные проекции, повышают эффективность рабочего процесса, в том числе за счет оперативности перемещения аппарата, значительно повышают качество и детализацию изображения, снижают риск коллизий в операционной, обеспечивают снижение дозы облучения и т.д.
Кроме того, установленные характеристики предусмотрены соответствующими профильными ГОСТами : ГОСТ Р 55773-2013, ГОСТ Р 50267.2.54-2013, ГОСТ IEC/МЭК 60580-2011, ГОСТ Р 57084-2016 и ГОСТ Р МЭК 62220-1-3-2013.
Аппарат передвижной рентгеновский цифровой С-дуга для рентгеноскопии относится к виду медицинского изделия 209270 Система флюороскопическая диагностическая общего назначения передвижная, цифровая.
Для цифровой флюороскопической передвижной рентгеновской системы в каталоге товаров, работ и услуг выделены 7 кодов КТРУ 26.60.11.112-00000032 - 26.60.11.112-00000038:
26.60.11.112-00000032
26.60.11.112-00000033
26.60.11.112-00000034
26.60.11.112-00000035
26.60.11.112-00000036
26.60.11.112-00000037
26.60.11.112-00000038
Однако характеристик, указанных в вышеперечисленных кодах недостаточно, для закупки соответствующего оборудования для выполнения процедур и оказания эффективной медицинской помощи.
Заказчиком был проведен мониторинг рынка и выявлено, что по предъявленным параметрам "Описания объекта закупки" подходит к поставке товар не менее двух производителей.
На основании изложенного представитель заказчика считает, что нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000124000646 со стороны заказчика не допущено и просит признать жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного органа указал, что нарушений со стороны министерства имущественных и земельных отношений не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.02.2024 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение электронного аукциона на поставку передвижного рентгенхирургического аппарата С-дуга для нужд ГБУЗВО "ОКОД".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 18 067 532,00 рублей.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункта 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее постановление Правительства от 10.07.2019 N878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Таким образом, исходя из указанных нормативных положений, при закупке товара, включенного в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, установленный постановлением Правительства от 10.07.2019 N878, необходимо осуществить описание объекта закупки, исходя из описания товара, работы, услуги, предусмотренного соответствующим кодом КТРУ. При этом пункт 5 Правил использования каталога запрещает в такой ситуации указывать дополнительную информацию. В отсутствие соответствующих позиций в каталоге, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчиком при описании объекта закупки код КТРУ применен не был, описание объекта закупки, в том числе, содержит ссылку на код ОКПД2 26.60.11.112 (Аппараты рентгеноскопические (флуороскопические).
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается следующая информация: а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии); г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил; д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии); е) дата включения в каталог позиции; ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога; з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости); и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В силу пунктов 3, 4, 9, 10 и 14 Правил формирования и ведения на официальном сайте ЕИС каталога товаров, работ, услуг формирование и ведение каталога обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (в силу пункта 12 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 таким органом является Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России)), в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами, в результате взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение информационных систем.
В позицию каталога включается справочная информация, в том числе коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
При этом указанная справочная информация включается в каталог Минфином России на основании информации, представляемой в том числе федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение соответствующих информационных систем, а также государственную регистрацию товаров в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг каталог используется заказчиками в целях: а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя); документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке); контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками; б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Как следует из материалов дела предметом электронного аукциона является система рентгеновская диагностической стационарной общего назначения, цифровой, с кодом ОКПД2 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические", с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам (далее НКМИ) - 191220.
Указанным кодам ОКПД2 и коду НКМИ соответствуют семь видов кода КТРУ
26.60.11.112-00000032
26.60.11.112-00000033
26.60.11.112-00000034
26.60.11.112-00000035
26.60.11.112-00000036
26.60.11.112-00000037
26.60.11.112-00000038
Однако характеристик, указанных в вышеперечисленных кодах недостаточно, для закупки соответствующего оборудования для выполнения процедур и оказания эффективной медицинской помощи.
Как следует из материалов дела позиции КТРУ ограничивают участие С-дуги по следующим параметрам:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Значения характеристики Cios Alpha |
КТРУ 26.60.11.112-00000032 | |||
Мощность генератора (характеристика является обязательной для применения) |
|
Киловатт |
15 |
Диапазон орбитального вращения С-дуги, град (характеристика является обязательной для применения) |
|
Градус |
148 |
КТРУ 26.60.11.112-00000033 | |||
Мощность генератора (характеристика является обязательной для применения) |
|
Киловатт |
15 |
Диапазон орбитального вращения С-дуги, град (характеристика является обязательной для применения) |
|
Градус |
148 |
26.60.11.112-00000034 | |||
Мощность генератора (характеристика является обязательной для применения) |
|
Киловатт |
15 |
Диапазон орбитального вращения С-дуги, град (характеристика является обязательной для применения) |
|
Градус |
148 |
26.60.11.112-00000035 | |||
Мощность генератора (характеристика является обязательной для применения) |
|
Киловатт |
15 |
Диапазон орбитального вращения С-дуги, град (характеристика является обязательной для применения) |
|
Градус |
148 |
26.60.11.112-00000036 | |||
Мощность генератора (характеристика является обязательной для применения) |
|
Киловатт |
15 |
Диапазон орбитального вращения С-дуги, град (характеристика является обязательной для применения) |
|
Градус |
148 |
26.60.11.112-00000038 | |||
Мощность генератора (характеристика является обязательной для применения) |
25 |
Киловатт |
15 |
Диапазон орбитального вращения С-дуги, град (характеристика является обязательной для применения) |
> 145 и |
Градус |
148 |
Большее значение мощности генератора увеличивает диагностические возможности аппарата, позволяя проводить процедуры на пациентах любой комплекции и для любых тканей. Большее значение диапазона орбитального вращения С-дуги повышает клиническую значимость в исполнении более сложных проекций и процедур, а также повышает удобство позиционирования аппарата относительно рентгенопрозрачных столов.
Недостаточность установленных характеристик по кодам КТРУ также касается следующих показателей по закупаемому товару: штатив С-дуга, рентгеновский излучатель (моноблок), рентгеновская трубка, плоскопанельный детектор, орбитальное вращение.
Таким образом, указание заказчиком характеристик и показателей товаров, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых они изложены в описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективным потребностям заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки при необходимости.
Предъявляемые заказчиком требования норм действующего законодательства не нарушают. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Максмедикал" на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку передвижного рентгенхирургического аппарата С-дуга для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (N закупки 0128200000124000646) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
тел.8-4922-53-39-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 марта 2024 г. N 033/06/23-130/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024