Резолютивная часть решения оглашена 13.03.2024
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон N 44-ФЗ) рассмотрела жалобу ООО "Мосмедсклад" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку стимулятора глубоких тканей электромагнитного переносного для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" (извещение N 0328300014224000065) в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимиразаявителя - ООО "Мосмедсклад"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-153/2024 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
06.03.2024 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Мосмедсклад" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку стимулятора глубоких тканей электромагнитного переносного для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" (извещение N 0328300014224000065).
По мнению заявителя, в описании объекта закупки содержатся положения ограничивающие количество участников закупки, что нарушает требования статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В частности, в описании объекта закупки включен код медицинского изделия 173300. Данный код не является ни качественной, ни функциональной, ни технической характеристикой товара, этот шестизначный цифровой код имеет отношение к регистрации медицинского изделия профильными службами, но никак не к закупочной деятельности государственных медицинских учреждений. В позиции КТРУ код медицинского изделия является справочной информацией, дается в описательной части (вкладка "общая информация"), не включается в обязательные к применению характеристики товара, работы, услуги (вкладка "описание товара, работы, услуги").
Кроме того, в описание объекта закупки дано неверное описание КТРУ, какое не позволяет установить какой аппарат нужен заказчику. В закупке применен код позиции КТРУ 26.60.13.190-000000107 "Стимулятор глубоких тканей электромагнитный переносной". Однако заказчик дает отличное от размещенное на сайте ЕИС описание поставляемого товара, что вводит в заблуждение поставщика.
Заказчиком использован некорректный код КТРУ - 26.60.13.190-000000107 "Стимулятор глубоких тканей электромагнитный переносной". Необходимо изменить используемый КТРУ 26.60.13.190-00000075 "Система глубокой электромагнитной стимуляции тканей, профессиональная", где не требуется переносной аппарат.
Заявитель полагает, что требованиям технического описания объекта закупки по совокупности технических характеристик соответствует продукция единственного производителя - "Полимаг-02-М" производства ЕЛАМЕД, Россия, что является ограничением количества участников закупки.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной в полном объеме, провести проверку правомерности действий заказчика, выдать заказчику обязательное для
Представитель заказчика по существу доводов жалобы пояснил следующее.
В неврологическом корпусе ЛПУ Заказчика осенью 2023 г. открыто отделение реабилитации больных с неврологическими нарушениями.
Между Учреждением и Министерством здравоохранения Владимирской области 08.02.2024 г. заключено соглашение о предоставлении из бюджета Владимирской области субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на выполнение мероприятий по оснащению (дооснащению и(или) переоснащения) медицинскими изделиями медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации (далее - Соглашение о предоставлении субсидии).
Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" (далее - Приказ N 788н) утверждено приложение N 5 "Стандарт оснащения отделения ранней медицинской реабилитации". Данное приложение содержит перечень оборудования, обязательного для приобретения для функционирования отделения реабилитации. В частности, в нем содержится п.16 "Стимулятор глубоких тканей электромагнитный переносной"; код вида Номенклатурной классификации медицинского изделия "173300".
Приказом N 788н установлено, что поставляемые медицинские изделия должны соответствовать вышеуказанному коду. Медицинские изделия, имеющие различные коды их вида, не признаются технически идентичными и взаимозаменяемыми. Следовательно, несоблюдение условий соглашения о предоставлении субсидии в части приобретения медицинского изделия с кодом вида, отличным от предусмотренного таким соглашением, приведет к нарушению принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, т.к. бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании Приказа N 788н и Соглашения о предоставлении субсидии Заказчик включил в п. 1.6. приложения N 2 к извещению об осуществлении закупки безусловное требование соответствия предлагаемого товара установленному коду с обоснованием требования.
В п. 1.5. приложения N 2 к извещению "Описание объекта закупки" содержится техническая ошибка: описание товара из раздела "Справочная информация" дано из другой закупки. При этом данная информация носит справочный характер и не является обязательной ни для применения, ни для указания в составе заявки. Данное описание не является описательными характеристиками товара и не может вводить участников закупки в заблуждение.
Несмотря на то, что подача запроса на разъяснение документации при электронном запросе котировок не предусмотрена, в извещении указаны все контакты заказчика; любой потенциальный участник закупки может связаться с заказчиком и уточнить любой из интересующих его вопросов.
Приказом N 788н утверждено приложение N 5 "Стандарт оснащения отделения ранней медицинской реабилитации". Данное приложение содержит перечень оборудования, обязательного для приобретения для функционирования стационарного отделения реабилитации. В частности, в нем содержится п.16 "Стимулятор глубоких тканей электромагнитный переноской"; код вида Номенклатурной классификации медицинского изделия "173300".
Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), размещенный в ЕИС, содержит раздел "Медицинские изделия".
Для поиска оборудования, отвечающего требованиям Приказа N 788н и Соглашения о предоставлении субсидии, необходимо выбрать "НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ" и указать требуемый код. При выборе кода "173300" КТРУ выдает единственный результат: 26.60.13.190-00000107. Следовательно, использовать указанный заявителем код КТРУ Заказчик в рамках закупки оборудования по Соглашению о предоставлении субсидии не имеет право.
Позиция КТРУ 26.60.13.190-00000107 "Стимулятор глубоких тканей электромагнитный, переносной" не содержит обязательных к применению характеристик товара.
Согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 24.01.2022 N24-03-08/4090, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:
- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);
- предусмотренные п. 5 Правил использования КТРУ запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Таким образом, поскольку позиция КТРУ 26.60.13.190-00000107 не содержит характеристики товара, заказчиком самостоятельно сформировано описание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе.
В результате изучения рынка медицинских изделий специалисты заказчика пришли к выводу, что аппарат с установленными характеристиками максимально отвечает потребности заказчика для выполнения задач, возложенных на вновь открывшееся отделение реабилитации. Кроме анализа рынка медицинские специалисты заказчика изучили информацию в различных печатных медицинских изданиях, содержащих научные статьи по использованию аппаратов магнитотерапии, методические пособия по физиотерапии.
В результате проведенной работы они пришли к выводу, что наиболее полно потребности Заказчика отвечает аппарат Полимаг-01-М.
Потребность в данном аппарате вызвана удобством и простотой его использования, возможностью использовать одновременно на двух пациентах, широким спектром показаний к применению (свыше 100 диагнозов). Аппарат обеспечивает формирование непрерывных и прерывистых импульсных магнитных полей (бегущее, вращающееся, пульсирующее), различающихся по конфигурации, интенсивности, направлению и скорости перемещения магнитного поля. Возможность одномоментно воздействовать на большие площади больного (конечности, туловище) повышает эффективность применения магнитотерапии. Полимаг состоит из блока управления, подвижной стойки (подвижность обеспечивается 4 поворотными колесами), и гибких магнитных излучателей (4-х основных, предназначенных для воздействия на большие участки тела больного и 1-го дополнительного, предназначенного для локального воздействия). Каждый из основных излучателей состоит из двадцати четырех магнитных индукторов, дополнительный излучатель включает шесть индукторов. Таким образом, в аппарате объединены 102 магнитных индуктора. Такая конструкция дает преимущества перед другими аппаратами магнитотерапии, имеющими тубусы, устройства для крепления к частям тела и пр.
Данный аппарат пригоден для общей и локальной магнитотерапии бегущим и неподвижным импульсным низкоинтенсивным магнитным полем больных с острыми и хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой, бронхолегочной, нервной, опорно-двигательной систем, внутренних органов, с нарушениями иммунитета, с травматическими повреждениями и их осложнениями. В частности, формирование бегущего магнитного поля является наиболее перспективным при работе с пациентами с ОНМК (инсультом), поскольку бегущее магнитное поле легко пробегает через все тело, весь организм, действуя мягче, не останавливаясь на одной точке, не давя на нее.
В зависимости от области воздействия (стопа, голень, бедро, кисть, предплечье, плечо, вся конечность, туловище) можно использовать один, два, три или четыре основных излучателя, либо комбинировать воздействие основными и сменными излучателями.
Характеристики оборудования установлены таким образом, чтобы не только обеспечить максимальную реализацию поставленных задач, но и максимальную защиту персонала и пациентов при контакте с используемым оборудованием.
Обоснование включения характеристик в описание объекта закупки указаны под таблицей с характеристиками (отсутствие характеристик в позиции ктру; уточнение предмета закупки; обеспечение поставки оборудования с учетом специфики деятельности заказчика). Каким именно образом должно быть прописано обоснование установленных характеристик, действующее законодательство не уточняет.
Однако, в дополнение к обоснованию можно добавить следующее.
Комплект поставки обеспечивает лечебное воздействие аппарата в соответствии с его предназначением. Передвижная стойка позволяет перемещать аппарат в палату к лежачим больным, экономить место, а также проводить дезинфекционные мероприятия в физиотерапевтическом кабинете. Формируемые аппаратом виды магнитного поля обеспечивают реализацию программ воздействия в соответствии с показаниями к применению. Размеры излучателей дают возможность одновременно и эффективно воздействовать на большие площади пациента (конечности, туловище), а также осуществлять зональное и локальное воздействия, облегчают медицинскому персоналу подготовку к проведению процедуры магнитотерапии, а самому пациенту позволяют чувствовать себя более комфортно в момент проведения процедуры. Расширенный набор излучателей позволяет проводить процедуры сразу двум пациентам, что обеспечивает экономическую эффективность применения аппарата за счет его большей пропускной способности. Широкий выбор программ воздействия позволяет проводить физиотерапию пациентов при широком перечне заболеваний. Возможность изменения параметров и характеристик предустановленных программ воздействия обеспечивает индивидуальный подход к лечению пациентов. Возможность сохранения в энергозависимой памяти внесенных изменений для не менее 30-ти программ воздействия экономит время оператора, исключает возможные ошибки при изменении параметров, создает преемственность при проведении курса магнитотерапии для конкретных пациентов. Маркировка полярности магнитного поля исключает ошибки наложения излучателей при применении лечебных методик с вращающимися полями. Показатели сетевого питания удовлетворяют общераспространенным параметрам электрических сетей (основным видом энергии, потребляемой медицинскими учреждениями, является электрическая. Поэтому к медицинским учреждениям предъявляются высокие требования в связи с надежностью электроснабжения и к эффективности распределения и использования электроэнергии).
В определении Верховного Суда РФ от 24.01.2022 N308-ЭС21-26790 по делу NА61-4140/2020 указано, что требования к предлагаемому к поставке товару сформированы заказчиком исходя из его потребности, что не может само по себе рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников данной закупки. Доказательства объективного отсутствия у заказчика необходимости в получении продукции с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками, которые указаны в извещении и приложениях к нему, заявителем не представлены.
Предлагаемый заявителем аппарат "Магнит-2 Мед ТеКо" с кодом вида медицинского изделия 285040, с которым заявитель жалобы сравнивает техническое задание заказчика и который предлагает в качестве варианта для технического задания, как минимум не соответствует коду вида медицинского изделия, утвержденного в приложении N 5 Приказа N 788н, что является основной причиной, по которой данный аппарат не может быть закуплен заказчиком.
Дополнительно заказчик изучил перечень регистрационных удостоверение аппаратов, соответствующих коду вида номенклатурной классификации медицинского изделия 173300. Из всех представленных аппаратов потребности заказчик отвечает лишь один - Полимаг-01. Остальные аппараты либо имеют иной принцип действия, либо предназначены для локальных процедур и не предназначены для использования в стационарной отделении.
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу "Мосмедсклад" необоснованной.
Заслушав мнение заказчика, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
26.02.2024 на официальном сайте ЕИФ РФ размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме запроса котировок в электронной форме на поставку стимулятора глубоких тканей электромагнитного переносного для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" (извещение N 0328300014224000065).
Начальная (максимальная) цена контракта 941 832,08 рублей.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N145, Правила).
В соответствии с п. 7 правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Согласно извещению о проведении закупки, Заказчиком установлен код КТРУ 26.60.13.190-00000107 - Стимулятор глубоких тканей электромагнитный переносной. Применение заказчиком вышеуказанной позиции не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В описании товара, работы, услуги, установленном в КТРУ 26.60.13.190-00000107, содержится код НКМИ - 173300: Стимулятор глубоких тканей электромагнитный переносной. Согласно представленным возражениям Заказчика, указанная закупка осуществляется в рамках соглашения о предоставлении из областного бюджета государственному бюджетному учреждению Владимирской области субсидии.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 N788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" закупка стимулятора глубоких тканей электромагнитного переносного осуществляется с учетом кода НКМИ - 173300.
Комиссия полагает, что устанавливая необходимый по потребностям код КТРУ и НКМИ, Заказчик не ограничивает участие в закупке потенциальных участников и жалоба по указанным доводам является необоснованной.
В п. 1.5. приложения N 2 к извещению "Описание объекта закупки" описание товара из раздела "Справочная информация" дано из другой закупки. Однако данная информация носит справочный характер и не является обязательной ни для применения, ни для указания в составе заявки. Данное описание не является описательными характеристиками товара и не может вводить участников закупки в заблуждение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Комиссия Владимирского УФАС России установила, что в рассматриваемом извещении о проведении закупки заказчиком установлено наименование товара и значение показателей данного товара.
В извещении о проведении закупки отсутствуют указания на товарный знак или производителя подлежащей поставке продукции, установлены максимальные и минимальные значения показателей товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться, что соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия определила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик товара заказчиком использовались показатели и требования, как того требуют положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, положения закона о контрактной системе в сфере закупок не содержат запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, в том числе требования, указанные в спорных позициях.
Закон также не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия Владимирского УФАС России принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям извещения о проведении аукциона в электронной форме. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах дела отсутствуют.
В силу изложенного, Комиссия полагает, что описание объекта закупки соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и не содержит положений, ограничивающих количество участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Мосмедсклад" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку стимулятора глубоких тканей электромагнитного переносного для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" (извещение N 0328300014224000065).
необоснованной
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 марта 2024 г. N 033/06/33-153/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2024