Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Латрек" (далее - Заявитель) на действия комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Аукционная комиссия), ГБУЗ ПК "Краевая больница им. академика Вагнера Е.А." г. Березники (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для отделения РХМДЛ (катетер проводниковый) (изв.N 0356500005624000102),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500005624000102 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку расходных материалов для отделения РХМДЛ (катетер проводниковый).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.02.2024 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 661 001,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 26.02.2024 г.
Заявитель полагает, что в отношении заявки победителя неправомерно не применены положения приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н) в части применения понижающего коэффициента.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Аукционной комиссии указал, что согласно п. 1.2 Приказа N 126н, обязанность по заключению контракта по цене, сниженной на 15 процентов от цены предложенной победителем аукциона ложится на Аукционную комиссию в том случае, если проводился конкурс, запрос котировок в электронной форме. В рассматриваемом случае проводился электронный аукцион, поэтому обязанность заключать контракт по цене, сниженной на 15 процентов в отношении товаров, от цены, представленной победителем аукциона, ложится на Заказчика. Помимо этого, заявка победителя электронного аукциона полностью соответствовала запросу Заказчика, отвечая требованиям и целям закупки. Таким образом, полномочия Аукционной комиссии заканчиваются проведением электронного аукциона и выбора победителя. Заключение контракта с победителем электронного аукциона с понижением цены контракта на 15% - ответственность Заказчика.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что 28.02.2024 г. был опубликован и подписан протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) изв.N 0356500005624000102 Аукционной комиссией. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного аукциона признается участник закупки с идентификационным номером заявки - 44, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с предложением о цене контракта - 7 167,36 руб. При публикации протокола на электронной торговой площадке - "Сбербанк- АСТ", сведения о том, что применен национальный режим, согласно приказу N 126н, к победителю отсутствуют. 29.02.2024 г. Заказчиком был направлен проект контракта победителю. Позднее, было выявлено, что в протоколе не указано что в соответствии с приказом Минфина России N126н контракт заключается по сниженной цене. 29.02.2024 г. Заказчиком был отправлен запрос на электронную торговую площадку Сбербанк-АСТ имеется ли возможность при автоматическом формировании протокола указывать в самом протоколе, что контракт заключается по сниженной цене. Торговая площадка ответила, что "Снижение цены осуществляется заказчиком в ЕИС. На текущий момент дополнительный функционал по визуальному отображению применения приказа на площадке в стадии доработки".
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о закупах при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках.
Во исполнение ст. 14 Закона о закупках Правительством Российской Федерации принят приказ Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н).
В соответствии с п. 1.1 приказа N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с пп. 1.2 и 1.3 п. 1 приказа N 126н предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Согласно п. 1.3 приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Согласно п. 1.6 приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о закупках наименования страны происхождения товара.
В силу п. 2 приказа 126н положения пп. 1.1 - 1.3 п. 1 приказа 126 не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Законом о закупках;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о закупках, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о закупках, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о закупках (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о закупках, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о закупках, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Закона о закупках. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 Закона о закупках. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 Закона о закупках протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о закупках, с обоснованием такого решения и указанием положений Законом о закупках, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с Законом о закупках заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со ст. 28 и 29 Законом о закупках;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п. 1 - 4 ч. 1 ст. 52 Законом о закупках.
Таким образом, отражение в протоколе подведения итого определения поставщика (подрядчика, исполнителя) информации о применении в отношении заявок понижающих коэффициентов, предусмотренных приказом N 126н, не предусмотрено.
В силу пп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч. 1 ст. 51 Закона о закупках заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, который должен содержать:
- максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Закона о закупках, положений ст. 28 и 29 Закона о закупках (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о закупках). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка расходных материалов для отделения РХМДЛ (катетер проводниковый), соответствующих позиции КТРУ 32.50.13.110-00005033. Указанный код ОКПД2 - 32.5 позиции КТРУ включен в приложение N 1 к приказу N 126н (N пункта 261).
Поскольку в отношении указанного кода ОКПД2 распространяются положения приказа N 126н Заказчиком установлены условия допуска, предусмотренные таким приказом.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.02.2024 NИЭА1 на участие в закупке поступило 3 заявки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении закупки. Заявке с идентификационным номером - 44 присвоен первый порядковый номер.
В ходе анализа заявок Комиссией установлено, что в заявками продекларированные следующие страны происхождения товара, а также предложены следующие цены за единицу товара:
1) заявка N 44 - Китайская Народная Республика, 7 167,36 руб.;
2) заявка N 139 - Китайская Народная Республика, 7 222,73 руб.;
3) заявка N 104 - РФ, 7 222,73 руб.;
Поскольку в данном случае закупка проводится в виде электронного аукциона, понижающий коэффициент, предусмотренный приказом N 126н, в силу п. 1.3 приказа N 126н, применяется при заключении контракта.
На основании указанного выше, в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки на соответствие требованиям извещения о проведении закупки, нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках на стадии заключения контракта, в части неприменения понижающего коэффициента, Комиссия отмечает следующее.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 105 Закона о закупках подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
- жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при заключении контракта после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), может быть подана участником закупки, с которым заключается контракт, или участником закупки, признанным уклонившимся от заключения контракта, не позднее даты заключения контракта.
Поскольку победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки - 44, довод Заявителя, о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках на стадии заключения контракта, в части неприменения понижающего коэффициента, не подлежит рассмотрению.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
29.02.2024 г. Заказчиком был размещен проект контракта для подписания его победителем. В соответствии со спецификацией проекта контракта цена за единицу товара составляет 7 167,36 руб.
Как было указано выше, в силу п. 1.6 приказа 126н победителем была продекларирована следующая страна происхождения товара: Китайская Народная Республика. В составе заявки Заявителя продекларирована страна происхождения товара - РФ.
Следовательно, при заключении Контракта контракт заключается по цене за единицу товара, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона (п. 1.3 Приказа N 126н), цена за единицу товара должна составлять 6 092,26 руб.
05.03.2024 г. Заказчиком был размещен доработанный проект контракта, согласно спецификации к которому цена за единицу товара составляет 5 178,42 руб.
На основании указанного выше, в действиях Заказчика имеется нарушение требований пп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Латрек" на действия комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, ГБУЗ ПК "Краевая больница им. академика Вагнера Е.А." г. Березники при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для отделения РХМДЛ (катетер проводниковый) (изв.N 0356500005624000102) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований пп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 марта 2023 г. N 3340/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2024