Дата изготовления решения: 11 марта 2024 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления,
членов Комиссии: Жданкиной Ю.К. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Долакидзе Г.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
рассмотрение проведено путем видеоконференцсвязи при участии представителей:
- ООО "ТЕХНОКОМ" (далее - Подрядчик, Общество): Хейирбекова Бедирхана Атабек оглы (доверенность от 29.02.2024),
- МДОУ д/с N 8 "Березка" (далее - Заказчик): Акентьевой Елены Евгеньевны (приказ N170 от 04.04.2023),
на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 27.02.2024 от МДОУ д/с N 8 "Березка" поступило обращение о включении сведений об ООО "ТЕХНОКОМ" (ИНН: 3305799256, 601915, Владимирская обл., г. Ковров ул. Комсомльская д. 103, кв. 9), Хейирбековой Елене Лаврентиновне (ИНН: 330575098870) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на капитальный ремонт кровли здания МДОУ N8 д/с "Березка", расположенного: г. Фурманов, ул. Д. Бедного, д.63 (реестровый номер 3370500727222000019), вследствие существенного нарушения условий контракта.
Рассмотрев представленные МДОУ д/с N 8 "Березка" и ООО "ТЕХНОКОМ" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении обращения, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
01.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение 0133200001722002822 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли здания МДОУ N8 д/с "Березка", расположенного: г. Фурманов, ул. Д. Бедного, д.63.
Победителем электронного аукциона признано ООО "ТЕХНОКОМ".
По итогам проведения указанной закупки 26.09.2022 между МДОУ д/с N 8 "Березка" и ООО "ТЕХНОКОМ" заключен контракт N2 на капитальный ремонт кровли здания МДОУ N8 д/с "Березка", расположенного: г. Фурманов, ул. Д. Бедного, д.63 (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Подрядчик обязуется, по поручению Заказчика, выполнить работы по капитальному ремонту кровли здания МДОУ N8 д/с "Березка", расположенного: г. Фурманов, ул. Д. Бедного, д.63 в соответствии с объемами работ, установленными в Приложение N 1 к контракту, которое является неотъемлемой частью контракта в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы Подрядчика на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п.2.5 Контракта оплата выполненных работ производится в форме безналичного расчета в следующем порядке:
- Аванс - в размере 30 % от цены контракта в размере (1 903 939,54) рублей путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения контракта на основании выставленного счета.
На основании п. 4.1. Контракта срок выполнения работ - с даты заключения муниципального контракта в течение 30 (тридцати) рабочих дней.
Срок действия контракта - с даты заключения контракта до 15.12.2022.
27.09.2022 Подрядчик предоставил Заказчику график выполнения работ, согласно которому начало выполнения работ - 03.10.2022, дата окончания выполнения работ - 29.10.2022. Также, в этом графике указано, что возможно смещение срока выполнения работ на 3-7 дней.
03.10.2022 МДОУ д/с N 8 "Березка" заключило муниципальный контракт с БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" N291В/2022 на выполнение работ по осуществлению строительного контроля по объекту: капитальный ремонт кровли здания МДОУ N8 д/с "Березка", расположенного: г. Фурманов, ул. Д. Бедного, д.63.
04.10.2022 Заказчик уведомил Подрядчика письмом от 04.10.2022 о передаче функций контроля БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области".
На протяжении октября 2022 года Заказчик составлял акты о результатах технического осмотра здания, которые были направлены в адрес Подрядчика и выявлял следующие нарушения со стороны Общества:
- с места выполнения работ не вывозится мусор;
- протечка крыши;
- Подрядчиком затягивается срок выполнения работ.
В ответ на указанные уведомления, ООО "ТЕХНОКОМ" 28.10.2022 направил Заказчику письмо с указанием на то, что Заказчиком была просрочена выплата аванса на 4 дня, вместе с тем, ООО "ТЕХНОКОМ" закупило 100% строительных материалов.
В течение ноября 2022 года, Заказчиком были направлены претензии в адрес Общества о том, что Обществом нарушается срок выполнения работ, строительный материал не защищен от осадков, целостность временного материала на обрешетке крыши нарушена, появляются протечки.
В ответ на указанные претензии Подрядчик выражал свое несогласие и указывал, что предоставленные Заказчиком обстоятельства не объективны. Кроме того, Подрядчик указал, что объем профнастила, заложенного в смете, меньше фактически необходимого для выполнения работ.
На протяжении декабря 2022 года Заказчиком направлялись претензии в адрес Подрядчика:
- с места выполнения работ не вывозится мусор;
- протечка крыши;
- Подрядчиком затягивается срок выполнения работ.
Согласно акту приемки выполненных работ N3 от 28.12.2022 Заказчиком было оплачено Подрядчику 5 548 463, 79 и указано, что работы выполнены в полном объеме и Заказчиком подтверждена соответствующая информация.
Вместе с тем, Заказчик отказался от подписания акта приемки выполненных работ N5 от 29.12.2022 на сумму 501 829, 96, в виду того, что часть работ согласно смете не выполнена. Также, выполнены дополнительные работы, которые не были согласованы с Заказчиком.
С января 2023 года по январь 2024 года между Заказчиком и Обществом велась переписка. Со стороны Заказчика направлялись претензии в адрес Общества о необходимости устранить замечания, а также выполнить оставшуюся часть работ.
В указанный период, со стороны Общества направлялись претензии о необходимости Заказчика оплатить выполненные работы на сумму 501 829, 96, кроме того, Общество выражало несогласие с претензиями Заказчика, потому что ООО "ТЕХНОКОМ" выполнило 100% работ.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 10.5 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (части 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ), в том числе в случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
- отступление Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Ввиду того, что Подрядчиком в установленный срок не были выполнены работы в полном объеме, Заказчик 16.02.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
МДОУ N8 д/с "Березка" своевременно выполнены указанные требования Закона о контрактной системе. 16.02.2024 Заказчик сформировал и разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на официальном сайте.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Статьей 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 ГК РФ).
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. Указанный правовой подход подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.12.2022 NФ01-7074/2022 по делу NА43-5570/2022, определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2018 N301-КГ18-22035 по делу NА43-42035/2017).
Учитывая изложенное, правовые последствия в виде расторжения контракта наступили в рассматриваемом случае с 27.02.2024.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
27.02.2024 Заказчик направил в Ивановское УФАС России документы, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям ООО "ТЕХНОКОМ", а также его представителей, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, Заказчиком и БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" были не объективно приняты выполненные Обществом работы. Общество выполнило работы в полном объеме и качественно. Кроме того, Заказчик уклонялся от приемки и оплаты дополнительно выполненных работ. Дополнительные работы были обязательны к выполнению, без их выполнения продолжение и завершение работ невозможно. Выполнение дополнительных работ было обусловлено несоответствием технического задания фактическому состоянию объекта работ.
Относительно затягивания выполнения работ, ООО "ТЕХНОКОМ" сообщает, что отсутствие достоверной проектной документации привело к исполнению контракта не в срок.
Оценив все представленные документы, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные сведения в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр не должен ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом договорных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Таким образом, размещение сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
После заключения контракта Общество не уклонялось от его исполнения, приступило к выполнению работ, принимало меры, направленные на надлежащее исполнение контракта, направило Заказчику результат работ. В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение Общества или его злонамеренное уклонение от исполнения заключенного контракта. Комиссии Ивановского УФАС России не были представлены документы, указывающие на невыполненные работы Подрядчиком. Было установлено, что между Подрядчиком и Заказчиком возникали многочисленные споры относительно проектно-сметной документации, так, например, Обществом были выполнены дополнительные работы, которые Заказчик не хочет принимать и оплачивать. 80% работ по Контракту было оплачено, что не может свидетельствовать о злостном уклонении или о недобросовестности Подрядчика.
При указанных обстоятельствах у Комиссии Ивановского УФАС России отсутствуют основания для включения сведений об ООО "ТЕХНОКОМ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные МДОУ д/с N 8 "Березка" в отношении ООО "ТЕХНОКОМ" (ИНН: 3305799256, 601915, Владимирская обл., г. Ковров ул. Комсомльская д. 103, кв. 9), Хейирбековой Елены Лаврентиновны (ИНН: 330575098870) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на капитальный ремонт кровли здания МДОУ N8 д/с "Березка", расположенного: г. Фурманов, ул. Д. Бедного, д.63 (реестровый номер 3370500727222000019), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 5 марта 2024 г. N РНП-N37-018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024