Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя министерства здравоохранения Кировской области по доверенности;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "ГРАНД МЕДИКАЛ" по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "ГРАНД МЕДИКАЛ",
У С Т А Н О В И Л А:
29.02.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ГРАНД МЕДИКАЛ" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика - министерство здравоохранения Кировской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку томографа рентгеновского компьютерного (извещение N 0340200003324001804).
Рассмотрение жалобы назначено на 06.03.2024 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Заявитель сообщил, что Заказчик незаконно установил требование к году выпуска требуемого к поставке товара "не ранее 2023 года", таким образом, получив оборудование 2023 года, Заказчик рискует столкнуться с необходимостью его срочного ремонта сразу после инсталляции, либо товар рискует сломаться незадолго до начала работы. У Заказчика нет гарантий, что с 2023 года по март 2024 года оборудование хранилось в надлежащих условиях.
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком предъявляется требование о том, что товар должен быть выпущен "не ранее 2023 года", так как данный срок производства оборудования является оптимальным с точки зрения хранения уже произведенного оборудования и обеспечения соответствия товара требованиям Заказчика. Запрос коммерческих предложений и подготовка к проведению закупки проводилась Заказчиком в январе 2024 года, сама же закупка была опубликована 21.02.2024 г. Приобретаемое Заказчиком оборудование является техническим сложным объектом с достаточно длительным производственным циклом. В случае установления Заказчиком сроков производства оборудования не 2023 г., а 2024 г. это привело бы к ограничению конкуренции и срыву закупки, поскольку существовал бы риск того, что на момент проведения торгов данное оборудование не было бы еще произведено. Отмечает, что Заявитель не приводит каких-либо доказательств того, что оборудование, находящееся на хранении у производителей или поставщиков, хранится ненадлежащим образом и не пригодно к использованию. Просит признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав возражения Заявителя и Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
21.02.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003324001804 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку томографа рентгеновского компьютерного. Начальная (максимальная) цена контракта - 35 000 000,00 руб.
Согласно Приложению N 2 к Проекту контракта установлены такие Технические требования:
N |
Наименование параметра |
Требуемое значение |
||
1. Общие сведения | ||||
1.1. |
Наименование Оборудования |
|
||
1.2. |
Наименование производителя |
|
||
1.3. |
Модель |
|
||
1.4. |
Год выпуска Оборудования |
Не ранее 2023 года |
||
1.5. |
Страна происхождения |
|
||
|
|
|
||
2. Технические характеристики | ||||
2.1. |
|
|
||
2.2. |
|
|
||
|
|
|
||
3. Дополнительные требования | ||||
Срок предоставления гарантии производителя |
|
|||
Срок предоставления гарантии поставщика |
|
|||
Объем предоставления гарантии качества: |
|
|||
- устранение неисправностей, связанных с дефектами производства |
Наличие |
|||
- устранение неисправностей посредством замены запасных частей |
Наличие |
|||
Доставка и ввод Оборудования в эксплуатацию |
Наличие |
|||
|
Наличие |
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 7. ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Данная правовая норма является диспозитивной, то есть допускающей установление дополнительных требований государственного заказчика в описании товара, подлежащего к поставке.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Кировским УФАС установлено, что Заказчик при закупке медоборудования использовал обязательный для применения утвержденный приказом Минздрава РФ от 15.10.2015 N 724н типовой контракт. В силу применения данного типового контракта год выпуска медоборудования является обязательным требованием к медоборудованию, которое должно быть установлено заказчиком в технических требованиях к товару, и, соответственно, в описании объекта закупки. Кроме того, требования Заказчика к году выпуска товара продиктованы потребностью в поставке качественного и современного медоборудования последнего года выпуска.
Проект контракта содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, не противоречат характеристикам ГОСТ, позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Указанные Заказчиком требования к товару, в части определения года выпуска не ранее 2023, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, и не свидетельствуют об ограничении права на участие в аукционе иных участников закупки.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Правомерность указания Заказчиком в извещении о проведении закупки года выпуска необходимого к поставке медицинского оборудования подтверждается правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 308-КГ17-1217 по делу N А53-11500-2016, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12.12.2022 N Ф05- 30143/2022 по делу N А40-275823/2021, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2022 N 09АП-45105/2022 по делу N А40-18704/2022.
В ходе рассмотрения материалов Заявитель не доказал, что установление Заказчиком требования к году выпуска оборудования "не ранее 2023 года" может привести к неэффективному расходованию государственных бюджетных средств, а также не представил документы, подтверждающие обоснованность жалобы.
Довод Заявителя признан необоснованным.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ГРАНД МЕДИКАЛ" на действия Заказчика - Министерство здравоохранения Кировской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку томографа рентгеновского компьютерного (извещение N 0340200003324001804).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 6 марта 2024 г. N 043/06/106-183/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024