Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) - представителя ООО "ПРОЕКТ-ФЕНИКС" (далее также - Заявитель) рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ПРОЕКТ-ФЕНИКС" на действия Единой комиссии уполномоченного органа - Управления РСО-Алания (далее - Единая комиссия Управления РСО-Алания) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323003508 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N42 имени Героя Советского Союза Хаджи-Умара Джиоровича Мамсурова" (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
14 февраля 2024 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ПРОЕКТ-ФЕНИКС" на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Единая комиссия Управления РСО-Алания нарушила порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
В жалобе Заявитель указал, что им был подана заявка на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N417999. В составе заявки на участие в Конкурсе Заявителем для оценки заявки по критерию "Квалификация участников закупки" в качестве подтверждения опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, был представлен контракт на выполнение работ по строительству детского сада на 140 мест по адресу: с.Ножай-Юрт Ножай-Юртовского муниципального района Чеченской Республики с ценой контракта 180 041 923,00 . Однако, Единая комиссия Управления РСО-Алания указанный контракт к оценке не приняла и присвоила заявке ООО "ПРОЕКТ-ФЕНИКС" по критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки" 0 баллов.
С результатом оценки своей заявки на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки" Заявитель не согласен и считает, что представленный им для оценки контракт Единой комиссией Управления РСО-Алания не принят к оценке необоснованно.
Кроме того, до рассмотрения жалобы Заявителем были представлены дополнения к жалобе, согласно которым Заявитель считает, что Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ввиду установления Заказчиком требования о том, что к оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры), при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней, в случае начисления неустоек) с приложением декларации участника закупки об отсутствии и(или) уплате неустоек (штрафов, пеней).
Не согласившись с доводами жалобы Управление РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 25 января 2024 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0310200000323003508 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N42 имени Героя Советского Союза Хаджи-Умара Джиоровича Мамсурова" с начальной (максимальной) ценой контракта 125 000 000,01 (в редакции N3 с внесенными изменениями, далее - Извещение), в том числе требования к содержанию и составу заявки и Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также проект государственного контракта.
Пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, в связи с чем жалоба ООО "ПРОЕКТ-ФЕНИКС" в части обжалования положений Извещения о проведении Конкурса рассмотрению не подлежит.
2. Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 12.02.2024 до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе было подано 2 заявки. Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания заявке на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N417999, то есть заявке ООО "ПРОЕКТ-ФЕНИКС", по критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки" было присвоено 0 баллов в связи с тем, что участником анализируемой закупки в составе заявки не представлена декларации участника закупки об отсутствии и(или) уплате неустоек (штрафов, пеней), что не соответствует Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, согласно которому Заказчиком с целью установления достоверности представляемой информации по всем гражданско-правовым договорам установлено, что к оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры), при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней, в случае начисления неустоек) с приложением декларации участника закупки об отсутствии и(или) уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Также пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N2604 при проведении конкурсов с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604.
Подпунктом "а" 8 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения N2604 применяются детализирующие показатели.
При этом, пунктом 24 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения N2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пунктом 28 Положения N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения N2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения N2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Так, в соответствии с вышеуказанными требованиями, Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса установлены такие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, показатели, а также детализирующие показатели, как:
- цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, показатель - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, детализирующие показатели: - общая цена исполненных участником закупки договоров; - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
При этом, в описании детализирующего показателя "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлено следующее:
документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта по детализирующему показателю направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Оценке не подлежат договоры, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными). К оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры), при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней, в случае начисления неустоек) с приложением декларации участника закупки об отсутствии и(или) уплате неустоек (штрафов, пеней). В случае отсутствия в составе заявки участника какого-либо из вышеперечисленных документов, то сведения по данному контракту (договору) при оценке заявки участника по детализирующему показателю учитываться не будут.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что ООО "ПРОЕКТ-ФЕНИКС" в составе второй части заявки на участие в Конкурсе для оценки заявки по критерию "Квалификация участников закупки" в качестве подтверждения опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, был представлен контракт на выполнение работ по строительству детского сада на 140 мест по адресу: с.Ножай-Юрт Ножай-Юртовского муниципального района Чеченской Республики с ценой контракта 180 041 923,00 .
Однако, в нарушение требований Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, заявка ООО "ПРОЕКТ-ФЕНИКС" не содержит декларации участника закупки об отсутствии и(или) уплате неустоек (штрафов, пеней) при исполнении представленного для оценки контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Комиссии Управления РСО-Алания при рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в Конкурсе признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
3. При этом:
- в описании детализирующего показателя "общая цена исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлено следующее:
Лучшим является наибольшее значение по детализирующему показателю и установлено предельное максимальное значение.
Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком: 115 000 000,00 .
Если в предложении участника закупки содержится значение, которое выше предельного максимального значения установленного в настоящем пункте, соответственно, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения детализирующего показателя.
- в описании детализирующего показателя "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлено следующее:
Лучшим является наибольшее значение по детализирующему показателю и установлено предельное максимальное значение.
Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком: 35 000 000,00 .
Если в предложении участника закупки содержится значение, которое выше предельного максимального значения установленного в настоящем пункте, соответственно, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения детализирующего показателя.
Вместе с тем, Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения N2604, в том числе устанавливает предусмотренные формулами предельные значения показателей, при условии, что такие требования не влекут ограничение количества участников закупки.
Так, в соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Соответственно такие предельные значения должны быть разумными, целесообразными и обоснованными.
Однако, установление Заказчиком предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере менее начальной (максимальной) цены контракта нецелесообразно и обосновано быть не может, поскольку это нивелирует цель проведения закупки в форме конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также принципы обеспечения конкуренции, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются в большую сторону.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки по детализирующему показателю критерия, нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания" содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
При этом, материалы настоящего дела не содержат сведений (информации и документов), свидетельствующих о том, что выявленное нарушение повлияло на результаты определения исполнителя по итогам проведения анализируемого Конкурса, в связи с чем Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выдавать.
На основании вышеизложенного Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "ПРОЕКТ-ФЕНИКС" на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323003508 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N42 имени Героя Советского Союза Хаджи-Умара Джиоровича Мамсурова".
2. Признать ГКУ "УКС РСО-Алания" нарушившим требования пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 21 февраля 2024 г. N А18-02/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024