Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- исполняющего обязанности начальника Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства РСО-Алания"
- представителя Индивидуального предпринимателя М
рассмотрев в порядке статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) обращение государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства РСО-Алания" о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе М в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по итогам проведении запроса котировок в электронной форме N0310200000323002710 на выполнение работ по строительству инженерных сетей и благоустройства Государственного бюджетного учреждения "Моздокская районная больница" Фельдшерско-акушерский пункт п. Л. Кондратенко (далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
19 сентября 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0310200000323002710 на выполнение работ по строительству инженерных сетей и благоустройства Государственного бюджетного учреждения "Моздокская районная больница" Фельдшерско-акушерский пункт п. Л. Кондратенко с приложенным к нему проектом контракта (далее - Извещение) с начальной (максимальной) ценой контракта 2 500 000 рублей.
По итогам проведения Запроса котировок 02.10.2023 между ГКУ УКС РСО-Алания и ИП М был заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству инженерных сетей и благоустройства Государственного бюджетного учреждения "Моздокская районная больница" Фельдшерско-акушерский пункт п. Л. Кондратенко по цене 2 125 000 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта, выполнение работ осуществляется в срок с момента заключения контракта до 20 декабря 2023 года. Выполнение работ осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, указанным в приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно пункту 4.1.1 Контракта, Подрядчик обязан принять на себя обязательства выполнить предусмотренные контрактом работы по строительству. Выполнить работы, указанные в настоящем пункте, в соответствии с документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к работам требования, которая является неотъемлемой частью контракта: проектная документация.
В соответствие с пунктом 6.1 Контракта, стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта.
Графиком выполнения строительно-монтажных работ предусмотрены следующие сроки:
- позиция 1 - с момента заключения контракта;
-позиция 2-6 с 10.10.2023 по 30.11.2023 г.;
- позиция 7-10 с 01.12.2023 г. по 20.12.2023 г.
По состоянию на 15.12.2023 года работы по Контракту не выполнены в полном объеме.
Согласно пунктам 12.6 -12.8 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. В случае принятия одной из сторон контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта расторжение контракта после принятия такого решения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом, согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 450.1 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Так, на основании положений статьи 95 Закона о контрактной системе и Контракта 15.12.2023 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта с указанием на то, что Подрядчик обязательства по Контракту не выполнил.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.12.2023 ГКУ УКС РСО-Алания разместило Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в ЕИС.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в десятидневный срок Исполнитель не устранил нарушения условий Контракта.
Таким образом, в соответствии с положениями частей 13 и 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 27.12.2023 года.
Из объяснений, представленных ИП М следует, что 05.12.2023 года Подрядчиком было направлено письмо в адрес Заказчика (исх.N7 от 05.12.2023 г.) согласно которому, прокладка газа и согласование проекта заняло время, а также погодные условия не дают возможность приступить к работам, Исполнитель просит увеличить сроки выполнения работ по благоустройству. Кроме того, Исполнитель поясняет, так как на всех 3-х ФАП монтированы сети, согласовать и направить представителя на объекты для согласования мест ведения работ, так как данные проекта (бордюры, ограждение) разнятся со сметой. Однако Заказчик просьбу не выполнил.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель ИП М пояснил, что в ходе осмотров и изучении проектных документов были выявлены несоответствия сметной документации фактически необходимым видам работ и проекту. Так же, Подрядчиком, после получения решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Заказчику неоднократно было изъявлено желание устранить нарушения и тем самым выполнить свои обязательства по Контракту в полном объеме, в том числе в режиме мобильной связи Исполнитель пытался урегулировать ситуацию с Заказчиком, однако его требования и просьбы выполнены не были. Доказательства представлены в материалы дела.
Изучив материалы дела, Комиссия считает необходимым отметить, что Подрядчиком совершались действия, направленные на устранение выявленных Заказчиком нарушений, что подтверждается представленными в материалы дела письмами - уведомлений о намерении устранении нарушений по выполненным работам согласно Контракта.
В объяснениях ИП М также указано, что Исполнитель активно участвует в проводимых закупках, всегда добросовестно исполняет обязательства, предусмотренные контрактами, Подрядчик исполнил множество государственных и муниципальных контрактов.
Таким образом, совокупность представленных в ходе рассмотрения обращения доказательств и сведений свидетельствуют, по мнению Комиссии, об отсутствии достаточных оснований для выводов о наличии в действиях (бездействии) ИП М признаков недобросовестного поведения, имеющего умысел намеренно нарушать условия контракта.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденном Приказом Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Правил, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Кроме того, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
По смыслу положений статьи 104 Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое нарушение условий контракта, которое предполагает умышленное недобросовестное поведение Поставщика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности индивидуального предпринимателя в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Подпунктом "а" пункта 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, в том числе:
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, и пунктом 13 и 14 Правил
РЕШИЛА:
Сведения об ИП М представленные заказчиком - ГКУ УКС РСО-Алания, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 15 января 2024 г. N РНП15-08/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2024