Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ИП Брунштейн Марьяны Игоревны, Пономарева Юрия Александровича, с использованием ВКС;
от заказчика - КГБУЗ "Бурлинская центральная районная больница", не явился, извещен;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Олюниной Екатерины Викторовны, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ИП Брунштейн Марьяны Игоревны на положение документации по закупке N 0817200000324001530 "Поставка реагентов диагностических", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ИП Брунштейн Марьяна Игоревна (далее - заявитель) обратилась в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на положение документации по закупке N 0817200000324001530 "Поставка реагентов диагностических".
В обоснование жалобы заявитель указывает, что в описании объекта закупки установлены ограничения по химическому составу реагентов.
Заявитель считает, что Заказчик, устанавливая в закупке ограничения по химсоставу, не обладая ни специально оснащенной лабораторией, ни специалистами соответствующей квалификации, не в состоянии ни проверить, ни определить соответствие поставляемых по результатам закупки реагентов установленным в описании закупки ограничениям по химсоставу, что подтверждает формальный и избыточный характер установленных ограничений.
Таким образом, как указывает заявитель, подробное описание Заказчиком химического состава, является необоснованными, формальными и избыточными, не определяют качество самих закупаемых реагентов, не влияют ни на технологию осуществления исследований, ни на результаты таких исследований, ни на эффективность и качество оказания медицинской помощи
На основании изложенного просит: признать жалобу ИП Брунштейн М.И. обоснованной; отменить протокол подведения итогов; выдать Заказчику предписание об устранении нарушения.
Представитель Заказчика указывает, что Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при формировании объекта закупки учитывать субъективные возможности (связанные с особенностями осуществления хозяйственной деятельности конкретного субъекта) участия в том или ином аукционе всех потенциальных участников размещения заказа.
Представитель уполномоченного учреждения считает, что Заказчик составил описание объекта закупки в соответствии со своей потребностью и в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв, после которого, заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
20.02.2024 г. на официальном сайте ЕИС было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 20.02.2024 г. N 0817200000324001530 "Поставка реагентов диагностических".
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчиков являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, а применительно к указанию конкретных требований к медицинским изделиям должна учитываться и специфика их применения, использования, назначения и т.д.
Заказчиком в технической части документации установлено требование к товарам для выполнения задач, направленных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению.
Согласно представленной Заказчиком информации, в инструкции на прибор, имеющийся в наличии у Заказчика в пункте 2.4 указано: "Для работы прибора необходимы реагент для разведения, лизирующий раствор, растворы для промывания и очистки. Их используют во время измерения и выполнения работ из обслуживания анализатора. Для обеспечения необходимой точности получаемых результатов используйте реагенты, которые рекомендованы фирмой-производителем".
Кроме того, в соответствии с письмом N 09-С-571-1414 от 5 февраля 2016 г. Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Министерства Здравоохранения РФ: "...Возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования". Использование нерекомендованных реагентов может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников, что подтверждает письмом Росздравнадзора N 04-31270/17 от 22 июня 2017 г., где подчеркивается отношение к принадлежностям не только запасных частей, но также реагентов и расходных материалов.
Также, на основании письма, от производителя "High Technology Inc" автоматического гематологического анализатора MicroCC-20Plus, представленного Заказчиком, корректная работа обеспечивается только при использовании реагентов производства ООО "Клиникал Диагностик Солюшнз" (Россия) или "High Technology Inc" (США), как адаптированных для работы на данном типе анализаторов и прошедших соответствующие испытания.
Между тем, согласно п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" предусмотрено, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие характеристики: "содержание буферов и стабилизаторов, предохраняющих веществ, в т.ч. соли ЭДТА : 0.5"; "содержание цианид калия, г/л:
0.25"; "содержание четвертичной аммониевой соли (тетродецилтриметиламмония бромида), г/л:
23"; "содержание буферов и стабилизаторов, сурфактантов, в т.ч. соли ЭДТА, противомикробных и предохраняющих веществ, пропилен:
4.25"; "содержание протеолитического фермента:
1"; "содержание бесцианидного лизирующего компонента в лизирующем растворе:
0.1"; "содержание гидроксида натрия в растворе очищающем:
0.5"; "содержание гипохлорита натрия в растворе очищающем:
2"; "Содержание деионизированной воды в изотоническом разбавителе:
97.4"; "содержание консервантов в лизирующем растворе:
0.1"; "содержание консервантов и ПАВ в изотоническом разбавителе:
1.6" и т.д.
В инструкции по заполнению заявки Заказчиком указано, что участник закупки по данным характеристикам указывает в заявке конкретное значение характеристики товара.
В соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), при осуществлении закупки N 0817200000324001530 Заказчик применил следующие позиции КТРУ с установленными в них характеристиками:
- 21.20.23.110-00005033 "Подсчет клеток крови ИВД, реагент": содержание сульфата и хлорида натрия в водном растворе 0.8 %, содержание буферов, стабилизаторов, консервантов, ПАВ, солей ЭДТА, лимонной кислоты, противомикробных веществ в водном
0.8 %;
- 21.20.23.110-00005041 "Подсчет клеток крови ИВД, реагент": характеристики не установлены;
-21.20.23.110-00005491 "Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы": содержание хлорида и формиата натрия 1.4 %;
- 21.20.23.110 "Реагенты диагностические": характеристики не установлены.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0817200000324001530 от 04.03.2024 г. на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка.
Таким образом, Заказчиком в описание объекта закупки включены излишние требования к химическому составу расходных материалов.
Заказчик не представил доказательств того, в соответствии с какой нормой закона установлено требование к химическому составу расходных материалов.
Также, Заказчиком не представлено пояснений тому, каким способом будет производится анализ на соответствие поставляемых, по результатам закупки, реагентов требованиям по химическому составу, установленным в описании объекта закупки.
На основании изложенного, действиями Заказчика нарушены положения требований ч. 2 ст. 8, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение содержит в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Брунштейн Марьяны Игоревны обоснованной.
2. Признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 2 ст. 8, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе неправомерными.
3. Выдать Заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
О.В. Тетерина |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 6 марта 2024 г. N 022/06/42-214/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024