Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - ФКУ Упрдор "Алтай" - Баталовой Елены Васильевны, Рожковой Олеси Алексеевны, Зайцева Александра Анатольевича,
от ООО "Системные Решения" - Герчикова Андрея Викторовича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - ФКУ Упрдор "Алтай" о включении сведений об ООО "Системные Решения", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 53/23 от 16.11.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0317100000523000057 "Приобретение автоматизированных рабочих станций", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
04 марта 2024 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - ФКУ Упрдор "Алтай" о включении сведений об ООО "Системные Решения", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 53/23 от 16.11.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0317100000523000057 "Приобретение автоматизированных рабочих станций".
В заседании Комиссии 11 марта 2024 года объявлен перерыв до 12 марта 2024 года. 12 марта 2024 года продолжено рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки. Присутствуют те же представители.
Представители заказчика настаивают на включении сведений об ООО "Системные Решения" в реестр недобросовестных поставщиков. Пояснили, что поставщик поставил товар, не соответствующий условиям контракта, поставленный товар не является новым - заменены некоторые элементы. Экспертом Торгово-промышленной палаты Алтайского края сделан вывод о том, что поставленный по государственному контракту N 53/23 от 16.11.2023 г. не соответствует условиям контракта.
Представитель общества против удовлетворения заявления возражает. Указал, что товар был заказан обществом у производителя - АО "РАМЭК-ВС". 17.11.2023 г. стороны заключили дополнительное соглашение к государственному контракту N 53/23, внеся изменения в требования к конфигурации товара. При этом 20.12.2023 г. общество поставило заказчику товар в конфигурации, соответствующей первой редакции контракта. После отказа заказчика от приемки товара общество передало товар региональной сервисной службе производителя - ООО "Современные решения", которая внесла изменения в конфигурацию товара, отразив это в гарантийных талонах.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
09 октября 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0317100000523000057 "Приобретение автоматизированных рабочих станций". Начальная (максимальная) цена контракта - 918 866 руб. 97 коп. 12 октября 2023 года в извещение были внесены изменения.
На участие в закупке было подано три заявки, все заявки были признаны соответствующими. Протоколом от 17.10.2023 г. подведены итоги определения поставщика.
Решением управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30.10.2023 г. в действиях аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0317100000523000057 выявлены нарушения пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, результаты рассмотрения заявок отменены.
Рассмотрев заново поданные заявки, аукционная комиссия протоколом от 02.11.2023 г. признана победителем участника закупки идентификационный N 115124960, с ценовым предложением 606450,60 руб.
16 ноября 2023 года по итогам закупки между ФКУ Упрдор "Алтай" и ООО "Системные Решения" был заключен государственный контракт N 53/23, по условиям которого поставщик принимает на себя обязательства поставить автоматизированные рабочие станции в соответствии c условиями контракта и Спецификацией (Приложение N 2 к контракту).
Согласно пункту 8.3 контракта поставщик гарантирует, что поставляемый по контракту товар является новым, который не был в эксплуатации, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства и который соответствует государственным стандартам и иным нормативным документам Российской Федерации. На товаре не должно быть механических повреждений.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта срок поставки товара: с момента заключения контракта, и не позднее 17.11.2023 г.
17 ноября 2023 года между сторонами заключено дополнительное соглашение, которым внесены изменения в Спецификацию (Приложение N 2 к контракту). Остальные условия контракта, не затронутые дополнительным соглашением, оставлены в прежней редакции.
20 декабря 2023 года поставщик поставил товар заказчику.
27 декабря 2023 года заказчик принял мотивированный отказ от подписания документа о приемке поставленного товара, указав, что поставленные автоматизированные рабочие станции не оборудованы портом "USB Type C" и карт-ридером, в нарушении пунктов 19 и 20 Спецификации к государственному контракту в редакции дополнительного соглашения от 17.11.2023 г. Кроме того, не были предоставлены оформленные надлежащим образом гарантийные талоны завода-производителя либо самого поставщика.
Кроме того, 27.12.2023 г. заказчик направил поставщику претензию с требованием в срок до 11.01.2024 г. устранить выявленные недостатки.
Также 27.12.2023 г. заказчиком направлен запрос ООО "БСП" - авторизированному сервисному центру АО "РАМЭК-ВС", производителя поставленного товара, с указанием на поставку 9 автоматизированных рабочих станций в определенной комплектации. Заказчик просил подтвердить или опровергнуть, что данные станции с перечисленными серийными номерами и в указанной комплектации были произведены АО "РАМЭК-ВС", находятся в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции, а также находятся полностью на трехлетней заводской гарантии.
Письмом от 09.01.2024 г. ООО "БСП" ответило, что конфигурация поставленных автоматизированных рабочих станций была кем-то изменена и не отражено, было ли это согласовано с АО "РАМЭК-ВС". В ответе АО "РАМЭК-ВС" от 29.12.2023 г., направленном в адрес ООО "БСП", не указано, что трехлетняя гарантия на замененные детали поддерживается всеми авторизированными сервисными центрами АО "РАМЭК-ВС". Кроме того, в данном ответе не содержится информация, что после изменения конфигурации представленный товар продолжается оставаться в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
09 января 2024 года заказчик обратился к АО "РАМЭК-ВС" с теми же вопросами, которые ранее были заданы ООО "БСП". В тот же день АО "РАМЭК-ВС" дало письменный ответ, аналогичный тому, который ранее заказчику дало ООО "БСП".
При этом производитель указал, что для того, чтобы комплектации в запросе соответствовали реестровой записи 4888\3\2022, в них должны быть установлены планки оперативной памяти Гравитон SDR-BDDR4-8GB-288P01, находящиеся в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Сервисному центру выдано предписание заменить планки памяти в указанных станциях на Гравитон SDR-BDDR4-8GB-288P01, а также передать оригиналы гарантийных талонов покупателю. После внесения изменений в конфигурацию согласно предписанию товар будет соответствовать реестровому номеру 4888\3\2022.
11 января 2024 года поставщик выставил счет-фактуру о поставке товара.
11 января 2024 года заказчик принял мотивированный отказ от подписания документа о приемке поставленного товара, указав, что поставленные автоматизированные рабочие станции не оборудованы портом "USB Type C" и карт-ридером. Порт "USB Type C" и карт-ридер поставлены отдельно 09.11.2024 г. Кроме того, представленные копии гарантийного талона не соответствуют контракту.
12 января 2024 года заказчик принял односторонний отказ от исполнения государственного контракта N 53/23 от 16.11.2023 г. и выставил поставщику требование о взыскании неустойки.
Письмом от 15.01.2024 г. поставщик выразил согласие с выявленными недостатками и обязался их устранить до 22.01.2024 г.
22 января 2024 года поставщик выставил вновь счет-фактуру о поставке товара.
22 января 2024 года заказчик отменил решение от 12.01.2024 г. об отказе от исполнения государственного контракта N 53/23 от 16.11.2023 г.
Заказчиком был привлечен эксперт для проведения независимой товароведческой экспертизы поставленного в рамках государственного контракта товара.
Согласно заключению эксперта Торгово-промышленной палаты Алтайского края N 027-01-00082 от 09.02.2024 г. поставленный по государственному контракту N 53/23 от 16.11.2023 г. товар не соответствует требованиям указанного контракта:
- товар не является новым, в товаре осуществлена замена составных частей;
- на товаре имеются механические повреждения;
- на товар не представлены паспорта;
- гарантийные талоны оформлены не надлежащим образом - внесенные изменения в конфигурацию заверены печатью не производителя или иной уполномоченной организации.
В результате осмотра товара экспертом установлено, что на системных блоках "сорвана" пломба завода-изготовителя, транспортировочная пломба присутствует не везде, а где присутствует - также "сорвана" на всех системных блоках. На двух системных блоках имеются вмятины/царапины верхней части.
09 февраля 2024 года заказчик принял мотивированный отказ от подписания документа о приемке поставленного товара на основании ответа производителя товара - АО "РАМЭК-ВС" и заключения эксперта Торгово-промышленной палаты Алтайского края N 027-01-00082 от 09.02.2024 г.
Кроме того, 09 февраля 2024 года заказчик выставил поставщику требование о взыскании неустойки.
13 февраля 2024 года поставщик представил возражения на мотивированный отказ заказчика от приемки поставленного товара. Указал, что довод о том, что товар не является новым, необоснован, поскольку товар передан поставщику производителем для исполнения контракта, изменение конфигурации товара уполномоченной региональной сервисной службой не доказывает факт использования товара ранее. Поставщик предложил исполнить обязательства по контракту путем поставки другого товара, полностью соответствующего условиям контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 11.3 контракта заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, указанных в статье 95 Закона 44-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку поставщик поставил товар, не соответствующий условиям контракта, и не заменил его на соответствующий, 19 февраля 2024 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 53/23 от 16.11.2023 г. Указанное решение было размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 01 марта 2024 года.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, пришла к выводу о наличии факта недобросовестного поведения поставщика.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
В соответствии с пунктом 8.3 контракта поставщик гарантирует, что поставляемый по контракту товар является новым, который не был в эксплуатации, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства и который соответствует государственным стандартам и иным нормативным документам Российской Федерации. На товаре не должно быть механических повреждений.
Из вышесказанного следует, что новым не может считаться товар, у которого была осуществлена замена составных частей.
Комиссией установлено и представителем поставщика не отрицается тот факт, что в товар, произведенный АО "РАМЭК-ВС" и поставленный заказчику, были внесены конструктивные изменения ООО "Современные решения".
Комиссии представлены гарантийные талоны на поставленный товар, которые имеют отметки об изменении конфигурации с указанием, какие элементы были удалены и установлены. Изменения заверены печатью ООО "Современные решения".
Поставщиком Комиссии представлена копия договора N С11042023 от 11.04.2023 г., заключенного между АО "РАМЭК-ВС" и ООО "Современные решения", по которому последнее обязуется выполнять работы по гарантийному техническому обслуживанию вычислительной техники заказчика.
В результате осмотра товара экспертом Торгово-промышленной палаты Алтайского края установлено, что на системных блоках "сорвана" пломба завода-изготовителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчик обоснованно пришел к выводу о нарушении поставщиком требования о том, что поставленный товар должен быть новым.
Заказчик вправе был рассчитывать на надлежащее исполнение поставщиком заключенного контракта на условиях, предусмотренных закупочной документацией.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Системные Решения" ИНН 2463219876 / КПП 246001001 (660075, г. Красноярск, ул. Северо-Енисейская, 50 - 57, директор / учредитель Жавнер Валентина Александровна ИНН 246008610659) сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликовоа |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 12 марта 2024 г. N 022/10/104-228/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2024