Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
__. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
__ - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
__ - член Комиссии, специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителя подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Единорог" - __. (доверенность б/н от 01.11.2023);
в отсутствии представителей заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинической онкологический диспансер" и уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв", которые надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направили, заявили ходатайства о рассмотрении без участия,
рассмотрев жалобу - Общества с ограниченной ответственностью "Единорог" (344019, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. 14-я линия, зд. 53, ком. 204; далее - ООО "Единорог", Общество) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер" (173016, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д.27; далее - ГОБУЗ "ОКОД") при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (далее - ГОКУ МЦ "Резерв") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий, извещение N 0850200000424000207 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 19.02.2024,
УСТАНОВИЛА:
29.02.2024 в Новгородское УФАС России поступила жалоба - ООО "Единорог" на действия заказчика - ГОБУЗ "ОКОД" при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "Резерв" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий, извещение N 0850200000424000207 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.02.2024 (вх. N 1551-ЭП/24 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы ООО "Единорог" сводится к следующему.
Заказчик в описании объекта закупки установил следующие требования к качественным и функциональным характеристикам товаров, которыми не обладает ни один товар на рынке медицинских изделий:
- "Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования" (п/н 1, 2 Приложения N 1 к извещению о проведении закупки (далее - ТЗ)), "Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования" (п/н 3 ТЗ), "Сменная кассета к линейному сшивающе-режущему аппарату" (позиция N 5 ТЗ), "Сменная кассета к линейному сшивающему аппарату" (п/н N 6 ТЗ) установлена характеристика "Высота открытой скобки" в виде диапазонов значений - " 4.8 и
5.2 миллиметр", "
3.6 и
3.9 миллиметр", "
3.2 и
3.5 миллиметр", "
3.6 и
3.9 миллиметр", "
3.2 и
3.5 миллиметр";
- "Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования" (п/н 1, 2 ТЗ), "Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования" (п/н 3 ТЗ) установлена неизменяемая характеристика "Возможность перезарядки одноразовыми кассетами в рамках одной операции 8 раз и более" - "Наличие";
- "Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования" (п/н N 1, 2 ТЗ), "Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования" (п/н 3 ТЗ), "Сменная кассета к линейному сшивающе-режущему аппарату" (п/н 4 ТЗ), "Сменная кассета к линейному сшивающе-режущему аппарату" (позиция N 5 ТЗ), "Сменная кассета к линейному сшивающему аппарату" (п/н 6 ТЗ) установлена характеристика "Длина шва" в виде диапазонов значений - " 39 и
43 миллиметр", "
60 и
66 миллиметр", "
60 и
66 миллиметр", "
39 и
43 миллиметр", "
60 и
66 миллиметр", "
60 и
66 миллиметр";
- "Сменная кассета к линейному сшивающему аппарату" (п/н 6 ТЗ) установлена неизменяемая характеристика "Расположение скобок" - "Двухрядный скобочный шов в шахматном порядке".
Также Обществом приведена сводная таблица, в которой указаны производители медицинских изделий и их характеристики, подтверждающие по мнению Общества, что с вышеуказанными требованиями не производятся необходимые заказчику медицинские изделия.
На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО "Единорог" поддержала ее доводы в полном объеме.
Согласно письменным возражениям заказчика (вх. N 1719-ЭП/24 от 06.03.2024 Новгородского УФАС России), с доводами Жалобы он не согласен по следующим основаниям.
Включенные в состав закупки товары имеют одну область применения, единое однородное целевое назначение, обусловленное технологической взаимосвязью таких медицинских технологий, так как в процессе одного хирургического вмешательства, хирург принимает решение об использовании инструментов и расходных материалов с определенными характеристиками, исходя из конкретной ситуации на операционном поле.
При описании объекта закупки заказчик руководствовался имеющимся у него оборудованием, опытом использования закупаемых товаров, установленные характеристики необходимы для обеспечения и оказания качественной медицинской помощи населению.
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований. Заказчик не имеет возможности установить требования к товарам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
На основании вышеизложенного, заказчик просит признать Жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" направило в адрес Новгородского УФАС России письмо (вх. N 1597-ЭП/24 от 01.03.2024), согласно которому в соответствии с постановлением Правительства Новгородской области от 30.12.2013 N 548 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области", утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области.
ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) только в части установления сроков и места подачи заявок, сроков окончания рассмотрения заявок и проведения электронного аукциона, порядка предоставления разъяснений положений документации.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В феврале-марте 2024 заказчиком - ГОБУЗ "ОКОД" совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий, извещение N 0850200000424000207 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.02.2024, начальная (максимальна) цена контракта - 1 166 769,26 рублей.
В соответствии с часть 1 статьи 42 Закона о контрактной при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Извещение об аукционе в электронной форме утверждено ведущим специалистом по закупкам отдела финансового планирования и закупок ГОБУЗ "ОКОД" __ 09.02.2024 (далее - Извещение), 19.02.2024 Извещение было размещено на официальном сайте.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки заказчиком приведено в ТЗ, в котором также указаны технические характеристики товаров, необходимых заказчику.
Заказчику необходимы следующие товары: "Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования" (п/н N 1, 2 ТЗ), "Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования" (п/н 3 ТЗ), "Сменная кассета к линейному сшивающе-режущему аппарату" (п/н 4 ТЗ), "Сменная кассета к линейному сшивающе-режущему аппарату" (позиция N 5 ТЗ), "Сменная кассета к линейному сшивающему аппарату" (п/н 6 ТЗ) с определенными характеристиками.
По мнению подателя Жалобы, товары по вышеуказанным позициям ТЗ с оспариваемыми характеристиками ("Высота открытой скобки", "Возможность перезарядки одноразовыми кассетами в рамках одной операции 8 раз и более", "Длина шва", "Расположение скобок") отсутствуют на рынке медицинских изделий, что является безосновательным предположением по следующим причинам.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчиком были получены 3 коммерческих предложения от разных потенциальных участников закупки, из которых следует, что товары, отвечающие потребностям заказчика присутствуют на рынке медицинских изделий, а также на участие в рассматриваемой закупке была подана одна заявка, аукционной комиссией уполномоченного учреждения заявка участника была отклонена по основаниям не связанными с доводами Жалобы, доказательств обратного подателем Жалобы представлено не было.
Представленная в составе Жалобы таблица, с указанием производителей и характеристик товаров, не доказывает, что Обществом был проанализирован весь рынок медицинских изделий, относительно товаров, необходимых заказчику, поскольку податель Жалобы не может достоверно знать всех производителей таких товаров.
Доказательств того, что требованиям ТЗ соответствует только один конкретный товар единственного производителя медицинских изделий, что может свидетельствовать о наличии нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, податель Жалобы также не привел.
Учитывая изложенное, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения, и Жалоба является необоснованной.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате проведения внеплановой проверки установлено.
Заказчиком в разделе "Объект закупки" Извещения указан следующий код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2): 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки".
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 6 Извещения определено, что при проведении рассматриваемой закупки применяются ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (далее - Постановление N 102).
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с частью 2 статьи 38 ФЗ N 323 медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановление N 102 содержит перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения, государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), согласно которому выбранному заказчиком коду - ОКПД2: 32.50.13.190 соответствуют следующие виды медицинских изделий:
- боры зубные твердосплавные;
- головки стоматологические алмазные, в том числе фасонные;
- емкости для взятия, хранения и транспортировки биологических проб для выполнения клинических лабораторных исследований, а именно пробирки для взятия капиллярной крови, емкости для мочи, кала и мокроты;
- зеркала гинекологические полимерные по Куско;
- зонды урогенитальные;
- иглодержатели микрохирургические;
- инструменты вспомогательные;
- инструменты зондирующие, бужирующие;
- инструменты многоповерхностного воздействия;
- инструменты оттесняющие;
- инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой;
- каналонаполнители;
- микромоторы пневматические для наконечников стоматологических;
- модули медицинские климатизированные (чистое помещение);
- наборы гинекологические смотровые одноразовые стерильные;
- наконечники для микромоторов;
- наконечники стоматологические турбинные;
- ножницы микрохирургические;
- пинцеты микрохирургические;
- пульпоэкстракторы;
- фрезы зуботехнические.
Перечень содержит следующее примечание: при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
В объект закупки заказчиком включены следующие виды медицинских изделий:
- "Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования";
- "Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования".
Указанные наименования видов медицинских изделий не содержаться в вышеуказанном Перечне Постановления N 102, следовательно, заказчиком неправомерно установлено ограничение отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением N 102.
В связи с вышеизложенным, в действиях заказчика - ГОБУЗ "ОКОД" содержится нарушения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением N 102.
Допущенное заказчиком нарушение Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом предписание об устранении допущенных нарушений выдавать не требуется, так как доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки, не установлено, аукцион признан несостоявшимся по причине правомерного отклонения единственной заявки участника закупки по причинам, не связанным с применением Постановления N 102.
Руководствуясь статьями 14, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Единорог" (344019, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. 14-я линия, зд. 53, ком. 204) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер" (173016, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д.27) при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий, извещение N 0850200000424000207 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.02.2024, необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер" нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств, того, что данное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер".
Председатель Комиссии ___..
Члены Комиссии ___..
___..
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 7 марта 2024 г. N 053/06/33-117/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024