Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_..
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" - _..
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Строительная Экспресс-Лаборатория" - _..
уполномоченный орган - Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Строительная Экспресс-Лаборатория" (ИНН: 7816634117; 199225, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. мо Морской, б-р Александра Грина, д. 1, стр. 1, пом. 1020; далее - ООО "СтройЛабЭкспресс") на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее - ГОКУ "Новгородавтодор") при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Диагностика (обследование) и оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области и искусственных сооружений на них", извещение N 0150200003924000131 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 16.02.2024, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
01.03.2024 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "СтройЛабЭкспресс" на действия государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Диагностика (обследование) и оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области и искусственных сооружений на них", извещение N 0150200003924000131 о проведении которого было размещено на официальном сайте 16.02.2024 (вх. N 1595-ЭП/24 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. Согласно проекту контракта предусмотрено круглосуточное взаимодействие подрядчика с единой дорожной службой заказчика, в том числе, посредством системы мгновенного обмена текстовыми сообщениями "WhatsApp".
WhatsApp относится к зарубежным мессенджерам.
Пересылка сообщений при выполнении государственных контрактов по данному мессенджеру запрещено.
2. В объект рассматриваемой закупки входит диагностика (обследование) и оценка технического состояния не только автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области, но и искусственных сооружений на них.
Податель Жалобы считает неправомерным и объединение в один лот работ по диагностике (обследованию) и оценке технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, поскольку работы в отношении сооружений требуют от участника закупки наличия специальной правоспособности, а именно членства в саморегулируемой организации (далее также - СРО) в области инженерных изысканий.
При этом требование о членстве в СРО в области инженерных изысканий заказчик к участникам рассматриваемой закупки неправомерно не применил.
3. Техническим заданием предусмотрено, что необходимо выполнить бесшовную сферическую видеосъемку с углом захвата 360° всей протяженности автомобильных дорог с разрешением камеры не ниже 8192x4096 точек. Для дорог c шириной проезжей части не более 10 м достаточно выполнять один видеопроезд. Для дорог с шириной проезжей части более 10 м необходимо выполнять проезд, как в прямом, так и в обратном направлениях.
При отсутствии перечня дорог подрядчик не знает категорию дороги и до проведения закупки не может определить, сколько нужно проездов один или два, а это накладные расходы, также влияющие на стоимость выполняемых работ.
4. Установленные государственным заказчиком в техническом задании требования к подрядчику о необходимости использования им при выполнении работ информационно-аналитической базы данных "Титул-2005" и бесшовной сферической видеосъемки с углом захвата 360° влекут необоснованное ограничение количества участников закупки, поскольку указанные база данных и видеооборудование, способное выполнить такую съемку, в свободном доступе для приобретения отсутствуют (правообладатель - Группа компаний СДТ, г. Саратов).
Законом о контрактной системе запрещено при описании объекта закупки указание товарного знака без сопровождения словами "или эквивалент".
Рассматриваемые требования податель Жалобы также считает нарушением положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
5. Также ООО "СтройЛабЭкспресс" оспаривает установленный заказчиком размер начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), считает его неоправданно завышенным.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
На заседании Комиссии представители подателя Жалобы поддержали ее доводы в полном объеме.
Необходимо отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении государственным заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, ООО "СтройЛабЭкспресс" имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Кроме того, необходимо отметить, что ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи (часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе).
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, соблюдение заказчиками порядка обоснования НМЦК не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов при рассмотрении жалоб участников закупок и проведении внеплановых проверок осуществления закупок.
Аналогичная позиция содержится в письме ФАС России N ИА/699/16 от 13.01.2016.
Правомерность расчетов НМЦК и правильность оформления документов по обоснованию НМЦК предметом рассмотрения Комиссии в данном случае быть не могут в связи с отсутствием у нее соответствующих полномочий.
В связи с изложенным, для проведения проверки соблюдения порядка обоснования НМЦК в части правильности ее расчета материалы Жалобы Новгородским УФАС России будут направлены в Министерство финансов Новгородской области.
Согласно представленным ГОКУ "Новгородавтодор" письменным возражениям (вх. N 1769-ЭП/24 от 07.03.2024 Новгородского УФАС России) заказчик считает Жалобу необоснованной по следующим причинам.
1. Предусмотренный Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) запрет на использование иностранных мессенджеров на деятельность ГОКУ "Новгородавтодор" не распространяется.
2. К деятельности по содержанию автомобильных дорог, к которой относится объект рассматриваемой закупки, требование о членстве в СРО в области инженерных изысканий не применяется.
3. Подробный перечень дорог с указанием их категории размещен в составе извещения о закупке (является приложением к проекту контракта).
4. Заказчиком с 2015 года в соответствии с лицензионным соглашением используется и наполняется программный комплекс "Титул-2005", в котором хранится информация о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Новгородской области.
Использование других программных комплексов для корректной работы учреждения потребует дополнительной конвертации всей накопленной базы с возможной потерей данных.
Подрядчик может выполнять работы любыми средствами измерений и в любом программном обеспечении, совместимом с банком дорожных данных "Титул-2005".
Присутствовавшие на заседании Комиссии представители государственного заказчика поддержали доводы письменных возражений на Жалобу в полном объеме.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В феврале-марте 2024 года государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" совместно с уполномоченным органом - Администрацией осуществляется закупка открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Диагностика (обследование) и оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области и искусственных сооружений на них" (НМЦК - 106 183 011,76 рублей).
Представленное в уполномоченный орган извещение о проведении конкурса для его последующего размещения на официальном сайте было утверждено _..12.02.2024 (далее - Извещение).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.
Проект государственного контракта в данном случае является Приложением N 5 к Извещению.
Пунктом 5.4.10.1 Проекта контракта предусмотрено, что круглосуточное взаимодействие подрядчика с Единой дорожной службой Заказчика осуществляется, в том числе, посредством системы мгновенного обмена текстовыми сообщениями "WhatsApp", в соответствии с "Регламентом взаимодействия посредством системы мгновенного обмена текстовыми сообщениями "WhatsApp" между ГОКУ "Новгородавтодор", дорожными организациями, территориальными органами ГУ МЧС России по Новгородской области, УГИБДД УМВД России по Новгородской области и органами местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций и сложных погодных условий на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального и регионального значения проходящих по территории Новгородской области в целях незамедлительной координации действий", размещенном на официальном сайте ГОКУ "Новгородавтодор" www.novgorodavtodor.ru.
Закон о контрактной системе не содержит положений, запрещающих использование для взаимодействия сторон при исполнении контракта программ для мгновенного обмена текстовыми и иными сообщениями ("мессенджерами"), в том числе принадлежащих иностранным лицам.
При этом согласно части 8 статьи 10 Закона об информации запрещается при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, а также при реализации государственными компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, публично-правовыми компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, которые осуществляют указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" виды деятельности, субъектами национальной платежной системы товаров, работ, услуг, имущественных прав использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями сети "Интернет" общедоступной информации в сети "Интернет", для передачи платежных документов и (или) предоставления информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, данные о переводах денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, сведения, необходимые для осуществления платежей и (или) сведения о счетах (вкладах) граждан Российской Федерации в банках.
Проект контракта не содержит положений, предусматривающих передачу посредством "WhatsApp" платежных документов, информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, данных о переводах денежных средств, сведений, необходимых для осуществления платежей, сведений о счетах (вкладах) граждан Российской Федерации в банках.
В данной части Жалоба является необоснованной.
2. Согласно пункту 3.1.1 Извещения работам, входящим в объект рассматриваемой закупки (диагностика (обследование) и оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области и искусственных сооружений на них), соответствует категория 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог" по ОКПД 2.
В силу пункта 5 части 9 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, в объект рассматриваемой закупки фактически входят работы именно по содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожные сооружения, включая искусственные, являются технологической частью автомобильной дороги.
В связи с указанными обстоятельствами, объединение в один лот работ по диагностике (обследованию) и оценке технического состояния автомобильных дорог и работ по диагностике (обследованию) и оценке технического состояния искусственных сооружений на таких дорогах является правомерным и допустимым, такие работы функционально и технологически связаны между собой и относятся к содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам конкурентных закупок применяется требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Конкретной нормы действующего законодательства, обязывающей подрядчика обладать специальной правоспособностью в виде членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий для выполнения работ по диагностике (обследованию) и оценке технического состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах, Жалобе не приведено.
При этом в силу части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Целью рассматриваемой закупки не является подготовка проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, Извещение и Проект контракта таких положений не содержат.
В данной части Жалоба также является необоснованной.
3. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении N 1 к Извещению (далее - Описание объекта закупки).
В состав Описания объекта закупки входит "Список автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Новгородской области, переданных в оперативное управление ГОКУ "Новгородавтодор" (Приложение N 1.1 к Техническому заданию N 1) с указанием наименования, категории, протяженности и иной информации об автомобильных дорогах.
Таким образом, довод Жалобы о неуказании заказчиком перечня и категорий дорог является необоснованным.
4. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В состав Описания объекта закупки входит Техническое задание N 1 (далее - ТЗ N 1).
Согласно пунктам 9, 9.2 ТЗ N 1 подрядчику необходимо:
- "полевые обследования выполнить с помощью передвижной лаборатории КП-514СМП "Трасса" (или эквивалента), оснащённой программно-измерительным комплексом, совместимым с банком дорожных данных "Титул-2005", установленным у заказчика (поля таблиц результатов измерений должны соответствовать полям таблиц базы данных), а также оснащённой программно-измерительным комплексом для выполнения работ по бесшовной панорамной видеосъёмки 360, совместимой с банком дорожных данных "Титул-2005", установленного у Заказчика";
- "для формирования БД ТИТУЛ 2005 и получения объективной информации о дорожной ситуации, принятия на ее основе управленческих и инженерных решений, оперативной проверки результатов оказания услуг, выполнения работ по диагностике автомобильных дорог и разработки ПОДД, формированию БД ТИТУЛ 2005 необходимо выполнить бесшовную сферическую видеосъемку с углом захвата 360° всей протяженности автомобильных дорог с разрешением камеры не ниже 8192x4096 точек. Для дорог c шириной проезжей части не более 10 м достаточно выполнять один видеопроезд. Для дорог с шириной проезжей части более 10 м необходимо выполнять проезд, как в прямом, так и в обратном направлениях".
Таким образом, пункты 9, 9.2 ТЗ N 1 не обязывают подрядчика при выполнении работ использовать в обязательном порядке банк дорожных данных "Титул-2005", а лишь разъясняют, что используемая им передвижная лаборатория, включая программно-измерительный комплекс в ее составе для выполнения работ по бесшовной панорамной видеосъёмки 360°, должна быть совместима с таким банком дорожных данных, ранее установленным у государственного заказчика и функционирующим у него в настоящее время.
При этом, эквивалентность используемой передвижной лаборатории государственным заказчиком предусмотрена, а конкретное наименование и товарный знак видеоборудования - не приведено.
Доказательств отсутствия в свободном доступе на рынке совместимых с банком дорожных данных "Титул-2005" дорожной лаборатории и видеоборудования, в Жалобе не приведено.
Согласно пункту 9.7 ТЗ N 1 все результаты полевых работ должны быть занесены в базу данных "Титул-2005".
Как уже отмечалось, указание государственным заказчиком при описании объекта закупки на товарные знаки для обеспечения взаимодействия с товарами, используемыми заказчиком, допускается положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Поскольку объект закупки отвечает действительным потребностям ГОКУ "Новгородавтодор", обусловленным наличием у него в использовании банка дорожных данных "Титул-2005", требование о совместимости результатов работ по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог с таким банком дорожных данных (для целей его наполнения), ранее установленным у заказчика и функционирующим у него, не может расцениваться в качестве требования, влекущего необоснованное сокращение количества участников закупки.
Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения также не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки закупки нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа и его конкурсной комиссии не установлено.
Руководствуясь статьями 31, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Строительная Экспресс-Лаборатория" (ИНН: 7816634117; 199225, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. мо Морской, б-р Александра Грина, д. 1, стр. 1, пом. 1020) на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Диагностика (обследование) и оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области и искусственных сооружений на них", извещение N 0150200003924000131 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.02.2024, необоснованной.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 марта 2024 г. N 053/06/33-120/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2024