рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Ижевск) (номер извещения в ЕИС - 0813500000124002050, далее - Закупка), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
04.03.2024 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N1616/24).
Согласно жалобе, Заказчиком не верно трактуется п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, так выписка из ЕГРН или свидетельство на право собственности, требуемое в составе заявки, не является документом относящимся к п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий. Заказчиком установлено требование, нарушающее принцип обеспечения конкуренции, а также в документации о закупках нет никакой информации и требований к содержанию доверенности.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения с жалобой не согласился и пояснил, что извещение соответствует законодательству о контрактной системе и действия Заказчика и ГКУ УР "РЦЗ УР" законны и правомерны.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
21.02.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 354 312,96 рублей.
06.03.2024 - дата окончания подачи заявок на участие в Закупке.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, электронный запрос котировок признан несостоявшимся.
1. Комиссия рассмотрев доводы жалобы Заявителя о том, что п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе устанавливаются требования лишь к участникам закупки по лицензируемым видам деятельности и то, что Заказчиком неправомерно установлено требование "Участник закупки должен являться единственным собственником жилого помещения (квартиры)" признает их необоснованными на основании следующего.
1.1. Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Разделом преимущества и требования к участникам извещения об осуществлении закупки установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ - участник закупки должен являться единственным собственником жилого помещения (квартиры).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Согласно статье 18 ЖК РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), ЖК РФ и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с частью 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
С учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, при проведении закупки по приобретению квартиры (или жилого помещения), в качестве товара, находящегося в гражданском обороте, законодательством предусмотрено наличие права собственности, которое для участия в закупке должно подтверждаться соответствующими документами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона участником закупки может быть любое юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением юридических или физических лиц, указанных в данном пункте.
Частью 3 статьи 27 Закона установлено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, принимать участие в закупках может любое юридическое лицо или любое физическое лицо (собственник квартиры), в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которые вправе выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей (при наличии соответствующей доверенности).
В соответствии с частью 5 статьи 24.2 Закона участие участника закупки в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, подписание участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), электронной площадки, специализированной электронной площадки предусмотренных Законом информации и документов допускаются после регистрации в ЕИС и аккредитации соответственно на электронной площадке, специализированной электронной площадке в соответствии с указанной статьей.
Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01. 2022 N601.
Таким образом, физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после регистрации в ЕИС и аккредитации такого лица на электронной площадке.
При этом, при участии в закупке участника закупки через представителя, такой представитель должен действовать не от своего имени, а от имени участника закупки (собственника квартиры).
Аналогичная позиция изложена в Министерством финансов Российской Федерации в письме от 5 декабря 2023 г. N 24-06-06/116934.
Заявителем ошибочно трактуется п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, как устанавливающая требования лишь к участникам закупки по лицензируемым видам деятельности, указанные требования по представляемым участником закупки документам установлены заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о государственной регистрации недвижимости.
1.2. В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцией по ее заполнению предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать следующую информацию и документы: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.
Извещением установлено, что в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, им может быть представлен: "Электронный образ выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, полученной на бумажном носителе; или выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в форме электронного документа, соответствующая требованиям приказа Росреестра от 04.09.2020 N П/0329 (приложение файла электронной подписи в формате sig обязательно); или сведения из Единого государственного реестра недвижимости с приложением файла электронной подписи в формате sig; или электронный образ свидетельства о государственной регистрации прав на жилое помещение (квартиру)".
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, выписка из ЕГРН является документом, позволяющим идентифицировать предлагаемое участником закупки жилое помещение как реально существующее, и поставленное на кадастровый учет.
В рассматриваемом случае объект закупки специфический - это уже имеющийся на рынке, "готовый" товар - квартира, на который у его собственника должны быть соответствующие правоустанавливающие документы.
Установленное в извещении требование по предоставлению указанной выписки из ЕГРН позволяет закупочной комиссии оценить соответствие предлагаемого участником закупки товара установленным в описании объекта закупки характеристикам.
Таким образом, установленное Заказчиком требование в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе и требование о предоставлении в составе заявки - выписки из ЕГРН установлено правомерно.
2. Заявитель указывает, что указание в проекте контракта на то, что "оплата производится Покупателем путем перечисления денежных средств на расчетный счет Продавца (его уполномоченного представителя), указанного в контракте_" может нарушить законные интересы Заявителя, вводит в заблуждение и не позволяет однозначно понять требования, предъявляемые к участникам закупки.
Комиссия Удмуртского УФАС отмечает, что вышеуказанная Заказчиком формулировка не противоречит законодательству о контрактной системе, так как при направлении проекта контракта победителю закупки, заказчиком указывается непосредственно расчетный счет победителя закупки.
В силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Следовательно, Заказчиком не нарушены нормы Закона о контрактной системе и вышеуказанная формулировка не могла препятствовать подаче заявки на участие в закупке.
С учетом вышеизложенного, жалоба признается необоснованной.
3. В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Удмуртского УФАС России установлено следующее.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В извещении о Закупке в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено преимущество участникам закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
К субъектам малого и среднего предпринимательства как следует из части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом N 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона N 7-ФЗ.
Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что исходя из специфики объекта закупки продавцами в аналогичных электронных процедурах чаще всего выступают физические лица - собственники квартир. Безусловно, собственниками жилых помещений могут быть и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, однако как показывает практика аналогичных закупок в 2023 году процент таких участников ничтожно мал.
Таким образом, установление в извещении преимущества участникам закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, с учетом специфики объекта закупки приводит к ограничению возможности подачи заявок участниками закупок - физическими лицами, которые не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Об этом также свидетельствует отсутствие поданных на участие в закупке заявок.
С учетом вышеизложенного, установленное в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе преимущество, может привести к нарушению ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе. В связи с чем, при осуществлении таких закупок не следует устанавливать указанное преимущество.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП "_.." на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Ижевск) (номер извещения в ЕИС - 0813500000124002050) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
"_.."
"_.."
"_.." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 7 марта 2024 г. N 018/06/106-161/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024