рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме зз-0015-04578 - 2024 Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Глазов) (номер извещения в ЕИС - 0813500000124002060, далее - Закупка), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
04.03.2024 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N1617/24).
Согласно жалобе, Заказчиком не верно трактуется п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, так выписка из ЕГРН или свидетельство на право собственности, требуемое в составе заявки, не является документом относящимся к п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий. Заказчиком установлено требование, нарушающее принцип обеспечения конкуренции, а также в документации о закупках нет никакой информации и требований к содержанию доверенности.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения с жалобой не согласился и пояснил, что извещение соответствует законодательству о контрактной системе и действия Заказчика и ГКУ УР "РЦЗ УР" законны и правомерны.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
21.02.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 354 312,96 рублей.
06.03.2024 - дата окончания подачи заявок на участие в Закупке.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, электронный запрос котировок признан несостоявшимся.
1. Комиссия рассмотрев доводы жалобы Заявителя о том, что п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе устанавливаются требования лишь к участникам закупки по лицензируемым видам деятельности и то, что Заказчиком неправомерно установлено требование "Участник закупки должен являться единственным собственником жилого помещения (квартиры)" признает их необоснованными на основании следующего.
1.1. Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Разделом преимущества и требования к участникам извещения об осуществлении закупки установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ - участник закупки должен являться единственным собственником жилого помещения (квартиры).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Согласно статье 18 ЖК РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), ЖК РФ и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с частью 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
С учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, при проведении закупки по приобретению квартиры (или жилого помещения), в качестве товара, находящегося в гражданском обороте, законодательством предусмотрено наличие права собственности, которое для участия в закупке должно подтверждаться соответствующими документами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона участником закупки может быть любое юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением юридических или физических лиц, указанных в данном пункте.
Частью 3 статьи 27 Закона установлено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, принимать участие в закупках может любое юридическое лицо или любое физическое лицо (собственник квартиры), в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которые вправе выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей (при наличии соответствующей доверенности).
В соответствии с частью 5 статьи 24.2 Закона участие участника закупки в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, подписание участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), электронной площадки, специализированной электронной площадки предусмотренных Законом информации и документов допускаются после регистрации в ЕИС и аккредитации соответственно на электронной площадке, специализированной электронной площадке в соответствии с указанной статьей.
Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01. 2022 N601.
Таким образом, физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после регистрации в ЕИС и аккредитации такого лица на электронной площадке.
При этом, при участии в закупке участника закупки через представителя, такой представитель должен действовать не от своего имени, а от имени участника закупки (собственника квартиры).
Аналогичная позиция изложена в Министерством финансов Российской Федерации в письме от 5 декабря 2023 г. N 24-06-06/116934.
Заявителем ошибочно трактуется п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, как устанавливающая требования лишь к участникам закупки по лицензируемым видам деятельности, указанные требования по представляемым участником закупки документам установлены заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о государственной регистрации недвижимости.
1.2. В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцией по ее заполнению предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать следующую информацию и документы: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.
Извещением установлено, что в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, им может быть представлен: "Электронный образ выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, полученной на бумажном носителе; или выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в форме электронного документа, соответствующая требованиям приказа Росреестра от 04.09.2020 N П/0329 (приложение файла электронной подписи в формате sig обязательно); или сведения из Единого государственного реестра недвижимости с приложением файла электронной подписи в формате sig; или электронный образ свидетельства о государственной регистрации прав на жилое помещение (квартиру)".
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, выписка из ЕГРН является документом, позволяющим идентифицировать предлагаемое участником закупки жилое помещение как реально существующее, и поставленное на кадастровый учет.
В рассматриваемом случае объект закупки специфический - это уже имеющийся на рынке, "готовый" товар - квартира, на который у его собственника должны быть соответствующие правоустанавливающие документы.
Установленное в извещении требование по предоставлению указанной выписки из ЕГРН позволяет закупочной комиссии оценить соответствие предлагаемого участником закупки товара установленным в описании объекта закупки характеристикам.
Таким образом, установленное Заказчиком требование в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе и требование о предоставлении в составе заявки - выписки из ЕГРН установлено правомерно.
2. Заявитель указывает, что указание в проекте контракта на то, что "оплата производится Покупателем путем перечисления денежных средств на расчетный счет Продавца (его уполномоченного представителя), указанного в контракте_" может нарушить законные интересы Заявителя, вводит в заблуждение и не позволяет однозначно понять требования, предъявляемые к участникам закупки.
Комиссия Удмуртского УФАС отмечает, что вышеуказанная Заказчиком формулировка не противоречит законодательству о контрактной системе, так как при направлении проекта контракта победителю закупки, заказчиком указывается непосредственно расчетный счет победителя закупки.
В силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Следовательно, Заказчиком не нарушены нормы Закона о контрактной системе и вышеуказанная формулировка не могла препятствовать подаче заявки на участие в закупке.
С учетом вышеизложенного, жалоба признается необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Удмуртского УФАС России нарушений не выявлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП "_.." на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме зз-0015-04578 - 2024 Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Глазов) (номер извещения в ЕИС - 0813500000124002060) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
"_.."
"_.."
"_.." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 7 марта 2024 г. N 018/06/106-162/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024