Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Строительная Компания Форт-Монтаж" (далее - ООО "СК Форт-Монтаж", Заявитель) - "_";
в отсутствии представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Администрации муниципального образования "Боханский район" Иркутской области (далее - Уполномоченный орган);
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Отдела капитального строительства администрации МО "Боханский район" (далее - Заказчик),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении открытого конкурса в электронной форме "Капитальный ремонт СОШ по адресу: Иркутская область, Боханский район, с. Буреть, ул. Космонавтов, 25", извещение N 0134300073824000010, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 04 марта 2024 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме "Капитальный ремонт СОШ по адресу: Иркутская область, Боханский район, с. Буреть, ул. Космонавтов, 25", извещение N0134300073824000010.
По мнению заявителя, комиссией Уполномоченного органа неправомерно отклонена заявка заявителя о основании следующего:
1. Заявитель считает необоснованными действия комиссии отклонившего заявку ООО "СК Форт-Монтаж" по причине того, что согласно реестру контрактов в единой информационной системе контракт N 2021/10 (реестровый номер 3850600458021000007) от 28 мая 2021 года находится на статусе - Исполнение.
По мнению Заявителя, конкурсной Комиссией не были учтены все документы, представленные участником закупки для оценки опыта участника, а именно не приняты во внимание 7 контрактов из 8 для подтверждения опыта участника.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу изложенных в жалобе доводов из содержания, которых следует, что доводы, изложенные в жалобе, считает необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 09 февраля 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки "Капитальный ремонт СОШ по адресу: Иркутская область, Боханский район, с. Буреть, ул. Космонавтов, 25" N 0134300073824000010 (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 107 361 200 рублей 00 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 26 февраля 2024 года.
29 февраля 2024 года Заказчиком размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.02.2024 NИЭОК1.
Согласно названному протоколу, участнику закупки, подавшему заявку под номером "115953993" Заявителю,
отказано в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме по следующему основанию:
"Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Приложен контракт на 30 047 900 рублей, актов на 29 738 900,01. Нет документов (доп.соглашения об исполнении контракта), т.е. контракт нельзя считать закрытым (В ЕИС контракт в стадии "Исполнение". Закрыт на 7 325 532,43 рублей)"
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 29.02.2024 NИЭОК1 победителем закупки признана заявка N115965398.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа, приходит к выводу о обоснованности довода жалобы на основании следующего.
Статьей 48 Федерального закона N44-ФЗ регламентировано проведение электронного конкурса, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке, формирования протокола.
В соответствии 48 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Согласно Федерального закона части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 3 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В целях реализации требований закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление Правительства N 2571) в котором, в том числе установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства N2571 предусмотрено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 000 000 рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 000 000 рублей.
Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0134300073824000010 установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ N2571.
В силу пункта 10 Постановления Правительства N2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки на работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)
Соответствие указанным дополнительным требованиям подтверждается наличием у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта является:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Как следует из содержания заявки заявителя, а также протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.02.2024 NИЭОК1, в качестве подтверждения опыта в соответствии с требованиями положения извещения и Постановления Правительства N 2571 участником конкурса с идентификационным номером заявки N 115953993 (заявка ООО "СК Форт-Монтаж") представлены и направленны Уполномоченному органу оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств площадки в соответствии из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Федерального закона N44-ФЗ в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, а именно (в том числе):
- договор N ФОРТ-КР22 на выполнение общестроительных работ по ремонту внутренних поверхностей аппаратов в период капитального (остановочного) ремонта технологических установок в 2022 году на сумму 98 010 343 рублей 00 копеек;
- договор N 784-20 на выполнение работ по капитальному ремонту кровель объектов цеха 101 Производства масел АО "АНХК АО "АНХ" на сумму 34 830 643 рублей 94 копейки;
- договор N 1776-19 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и гаража об. 85/2 МЦК цеха по МЦК АО "АНХК" на сумму 39 833 602 рублей 10 копеек;
- договор N ФОРТ-М-1 на выполнение общестроительных работ по ремонту дымовой трубы высотой 120 метров и внутренних поверхностей аппаратов в период капитального (остановочного) ремонта технологических установок в 2019 году на сумму 16 519 190 рублей 26 копеек;
- договор субподряда N 144/20 на выполнение работ по ремонту объектов АО "АНХК" на сумму 5 010 229 рублей 00 копеек.
В рамках исполнения контрактов по Федеральному закону N 44-ФЗ ООО "СК Форт-Монтаж" были представлены следующие контракты:
- Контракт N 2914 (реестровый номер 2383600117920000074) между ООО "СК Форт-Монтаж" и ОГБУЗ "Ольхонская районная больница" на Капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, с. Еланцы, ул. Советская, 18 на сумму 9 966 719 рублей 00 копеек.
- Контракт N 1/2023 (реестровый номер 3850600624123000001), заключенный с МОУ "Корсукская СОШ" на Капитальный ремонт здания МОУ Корсукская СОШ по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, с. Корсук, ул. Школьная, 1 А на сумму 53 664 780 рублей 16 копеек.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что сумма оплаченных работ по контракту N 3850600624123000001 согласно представленных актам составляет 53 664 780 рублей копеек, что соответствует условиям пункта 10 Постановления Правительства N 2571 как документ, подтверждающий соответствие участника закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта.
Таким образом, представленные участником открытого конкурса в электронной форме с идентификационным номером заявки N 115953993 (ООО "СК Форт-Монтаж") в заявке документы, подтверждают соответствие участника электронного конкурса дополнительным требованиям Постановления Правительства N2571, что соответствует части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Следовательно, комиссия по осуществлению закупок Уполномоченного органа неправомерно приняла решение об отклонении заявки Заявителя.
Как было установлено комиссией Уполномоченного органа, согласно реестра контрактов в единой информационной системе контракт N 2021/10 (реестровый номер 0134300008823000005) заключенный Обществом и Комитетом ЖКХ, транспорта, энергетики, связи и дорожного хозяйства Администрации МО "Эхирит-Булагатский район" на капитальный ремонт здания средней МОУ Олойская СОШ по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, с. Олой, ул. Школьная,21 от 28 мая 2021 года согласно данным Единой информационной системы находится на статусе Исполнение.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что сумма оплаченных работ по контракту N 2021/10 от 28 мая 2021 года, согласно представленных актам составляет 7 325 532 рублей 43 копейки, что не соответствует пункту 2.2 вышеуказанного контракта.
Согласно пункту 2.2 вышеуказанного контракта Цена Контракта составляет 24 900 000 рублей 00 копеек.
На основании пункта 3 дополнительного соглашения N 4 к Контракту N 2021/10 от 28 мая 2021 года цена контракта увеличивается пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы на 2 589 200 (два миллиона пятьсот восемьдесят девять тысяч двести рублей) и составляет 30 047 900 (тридцать миллионов сорок семь тысяч девятьсот) рублей, что увеличивает цену контракта на более чем на десять процентов.
Более того, по состоянию на 26 февраля 2023 года (дата подведения итогов электронного конкурса) Контракт от 26 сентября 2023 г. находится в статусе "Исполнение", что не позволяет говорить об исполнении вышеуказанного Контракта в полном объеме на момент рассмотрения заявок комиссией Уполномоченного органа.
Согласно части 4 статьи 5 Федеральный закон N44-ФЗ в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
В соответствии с абзацем 9 подпункта б пункта 3 Постановления N2571 в случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки и предусмотренных приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Согласно требованиям, установленным в Постановлении N 2571, в качестве подтверждения опыта принимаются контракты, исполненные в полном объеме.
При этом такой договор (контракт) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ, оказание услуг по соответствующему договору (контракту) должно быть завершено, что будет являться подтверждением наличия опыта у конкретного лица, позволяющего сделать вывод об объеме выполненных работ, оказанных услуг непосредственно этим участником.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме.
Таким образом, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по договору (контракту) включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России от 01.09.2022 N24-06-06/85201.
На основании вышеизложенного в Постановлении Правительства N2571 прямо указывается, что в качестве подтверждения наличия опыта исполнения контрактов выступает исполненный договор в полном объеме, что также подтверждается позицией Минфина России, изложенной в письме от 01.09.2022 N24-06-06/85201.
В ходе рассмотрения жалобы Обществом было представлено на обозрение Комиссии Иркутского УФАС письмо N 7-16-151/23 от 03 марта 2023 Комитета ЖКХ, транспорта, энергетики, связи и дорожного хозяйства Администрации МО "Эхирит-Булагатский район" о том, что контракт N 2021/10 от 28 мая 2021 года на капитальный ремонт здания средней МОУ Олойская СОШ по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, с. Олой, ул. Школьная, 21 исполнен в полном объеме.
Соответственно, на момент рассмотрения вторых частей заявок открытого конкурса в электронной форме "Капитальный ремонт СОШ по адресу: Иркутская область, Боханский район, с. Буреть, ул. Космонавтов, 25" извещение N 0134300073824000010 не обладала достаточной информацией по факту полного исполнения контракта N 2021/10 от 28 мая 2021 года.
Тем не менее, довод заявителя по факту неправомерного отклонения заявки участника N 115953993 нашел свое подтверждение, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Строительная компания Форт-Монтаж" обоснованной;
2. Признать комиссию по осуществлению закупок нарушившей часть 1 статьи 27, п.п. "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 29.02.2024 NИЭОК1 и проведения процедуры рассмотрения заявок повторно с дальнейшим проведением закупки;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 марта 2024 г. (ключевые темы: участники закупок - исполнение контракта - капитальный ремонт - комиссия по осуществлению закупок - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2024