Резолютивная часть решения оглашена 05 марта 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 11 марта 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании поступивших от Индивидуального предпринимателя Филиппова Алексея Викторовича (далее - ИП Филиппов А.В., индивидуальный предприниматель, заявитель) сведений о необходимости проведения внеплановой проверки по вопросу законности осуществления Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района электронных аукционов на поставку (приобретение) жилых помещений (благоустроенных квартир) для обеспечения жильем граждан из категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (извещения NN 0169300005024000032, 0169300005024000034, 0169300005024000033, 0169300005024000031) (далее - аукционы, закупки), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района (далее - Комитет, заказчик) Точилиной Ирины Александровны, действующей на основании доверенности N 3 от 28.02.2024;
- представителей Администрации Сосновского муниципального района (далее - уполномоченный орган) Скогоревой Елены Александровны, Клепаловой Натальи Анатольевны, Ковач Нинель Борисовны, действующих на основании доверенностей б/н от 09.01.2024, 29.02.2024, 01.03.2024;
- в присутствии Индивидуального предпринимателя Филиппова Алексея Викторовича,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 22.02.2024 поступило обращение ИП Филиппова А.В. о проведении внеплановой проверки по вопросу законности осуществления Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района электронных аукционов на поставку (приобретение) жилых помещений (благоустроенных квартир) для обеспечения жильем граждан из категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (извещения NN 0169300005024000032, 0169300005024000034, 0169300005024000033, 0169300005024000031).
Согласно представленным документам извещения о проведении электронных аукционов на поставку (приобретение) жилых помещений (благоустроенных квартир) для обеспечения жильем граждан из категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (извещения NN 0169300005024000032, 0169300005024000034, 0169300005024000033, 0169300005024000031) опубликованы уполномоченным органом в ЕИС 07.02.2024 в 11:38, 15:46, 14:50, 10:07.
Начальная (максимальная) цена контракта (извещение N 0169300005024000032) - 11 827 296,00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта (извещение N 0169300005024000034) - 18 018 146,25 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта (извещение N 0169300005024000033) - 14 414 517,00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта (извещение N 0169300005024000031) - 11 827 296,00 рублей.
На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем.
Протоколы подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещения NN 0169300005024000032, 0169300005024000034, 0169300005024000033, 0169300005024000031) от 15.02.2024.
Муниципальные контракты NN 6, 8, 7, 5 на приобретение жилого помещения (благоустроенной квартиры) заключены между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района и ООО "ДСК-7" 26.02.2024.
Из содержания обращения заявителя следует, что при осуществлении рассматриваемых электронных аукционов заказчиком неправильно сформированы лоты, необходимо в отношении каждого лота проводить отдельный аукцион. Подобное формирование лота не соответствует пункту 7 Правил N 1133 и не позволило заявителю принять участие в закупке. Кроме того, по мнению заявителя, приобретая квартиры площадью 39 кв.м., заказчик допустил перерасход бюджетных средств и превышение 25% общего размещения детей сирот в одном доме, что регламентируется пунктом 7 статьи 8 159-ФЗ.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила описания объекта закупки регламентированы статьей 33 Закона о контрактной системе.
Из содержания подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещениям о проведении электронных аукционов для закупок NN 0169300005024000032, 0169300005024000034, 0169300005024000033, 0169300005024000031 объектом закупки является поставка (приобретение) жилых помещений (благоустроенных квартир) для обеспечения жильем граждан из категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством). Объекты закупки аукционов: извещение N 0169300005024000032 - 4 благоустроенные квартиры, общая площадь каждой, без лоджий 32м2; извещение N 0169300005024000034 - 5 благоустроенных квартир, общая площадь каждой, без лоджий 39м2; извещение N 0169300005024000033 - 4 благоустроенные квартиры, общая площадь каждой, без лоджий 39м2; извещение N 0169300005024000031 - 4 благоустроенные квартиры, общая площадь каждой, без лоджий 32м2.
Характеристики объекта закупки указаны заказчиком как с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, так и в отдельном электронном документе "Описание объекта закупки", что соответствует действующему законодательству о контрактной системе.
Как следует из письменных пояснений Комитета Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 30.09.2015 N 17 на территории муниципального образования "Сосновский муниципальный район" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальная 18 кв.м., максимальная 41м2). Тем самым, установив в требованиях к жилому помещению его минимальную площадь заказчик следовал положениям нормативно-правовых актов.
В силу пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Однако необходимо отметить, что указанные требования к формированию лотов при осуществлении закупок на приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) для обеспечения жильем граждан из категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) Правительством Российской Федерации не определены.
Представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что потребностью Сосновского муниципального района являлось приобретение 17 жилых помещений. Заказчик с целью увеличения количества потенциальных участников закупки осуществил четыре определения поставщика.
Несомненно, что при осуществлении определения поставщика по приобретению жилого помещения заказчики должны соблюдать требования действующего законодательства, в том числе и антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе, но в Законе о контрактной системе отсутствует прямое указание на недопустимость приобретения заказчиками нескольких жилых помещений в одном лоте. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Более того, несостоятельной представляется ссылка индивидуального предпринимателя на Правила N 1133, поскольку утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133 правила касаются проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, что не относится к предмету рассматриваемых закупок.
В части указания заявителем на несоответствие действий заказчика требованиям 159-ФЗ Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Так, в соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Представители заказчика, уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что численность населения населенного пункта д. Казанцево Сосновского района Челябинской области составляет 670 человек, в численность Рощинского сельского поселения составляет 6842 человека. А значит, "при приобретении жилых помещений в д. Казанцево заказчик вправе не устанавливать ограничение о не превышении численности квартир в одном доме в размере 25%".
Таким образом, доводы обращения заявителя не нашли подтверждения в ходе заседания Комиссии антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 7 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе на контроль за соответствием использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки полномочия антимонопольного органа не распространяются.
Кроме того, заявителю разъяснено право обратиться с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в порядке статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Изучив размещенные в ЕИС сведения, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы обращения заявителя не нашедшими подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 марта 2024 г. N 074/06/99-432/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024