Резолютивная часть решения оглашена 05.03.2024
В полном объеме решение изготовлено 11.03.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "НОРД-ФАРМ" на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (декстроза) (изв. N 0869200000224001042), при дистанционном участии:
- представителей ГБУЗ "Городская больница г. Златоуст" (далее - заказчик) Сергеевой Г.Л., Ильчибаевой А.А., действующих на основании доверенностей от 01.03.2024;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченный орган) Обвинцевой Н.С., Стратий М.И., действующих на основании доверенностей N 01 от 19.01.2024, N 14 от 04.07.2023;
- представителя ООО "НОРД-ФАРМ" (далее - заявитель, Общество) Зекунова Д.Р., действующего на основании доверенности N 1/3 от 24.08.2023;
- представителя ООО "Валеофарм" (далее - заинтересованное лицо) Микаелян А.В., действующего на основании доверенности от 04.03.2024,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 28.02.2024 поступила жалоба ООО "НОРД-ФАРМ" на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (декстроза) (изв. N 0869200000224001042) (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении запроса котировок путем опубликования 16.02.2024 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 614 400,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 26.02.2024 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок комиссией по осуществлению закупок, заказчиком определен победитель ООО "Валеофарм".
По мнению заявителя, указанные действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика являются неправомерными, поскольку ООО "Валеофарм" не соответствует положениям пункта 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Комиссией по осуществлению закупок рассмотрены заявки в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, а также с учетом постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, пункта 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Заинтересованное лицо поддержало позицию заказчика, уполномоченного органа.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - постановление Правительства N1289).
Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N126н).
Объектом закупки является поставка декстрозы в форме раствора для инфузий.
Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N2406-р, декстроза включена в указанный перечень.
В силу пункта 1 приказа N 126н, а также пункта 1 постановления Правительства N1289 на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, распространяется сфера применения указанных нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком установлены преимущества в отношении цены контракта в размере 15% в соответствии с Приказом N 126н, а также ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов согласно Постановлению Правительства N 1289.
Исходя из материалов дела, в запросе котировок участвовало три участника.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 27.02.2024 заявки участников закупки с идентификационными номерами 115961678, 115956574 признаны комиссией соответствующими требованиям извещения.
Участниками закупки к поставке предложены товары различных производителей, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза (Республика Казахстан, Российская Федерация), что подтверждается сертификатами о происхождении товара (производители: ТОО "Келун-Казфарм", ООО "Мосфарм").
Заявка участника закупки с идентификационным номером 115965225 отклонена комиссией по осуществлению закупок на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, поскольку участником закупки к поставке предложен лекарственный препарат по МНН "Декстроза" с торговым наименованием "Глюкоза", форма выпуска: раствор для инфузий 50 мг/мл, страна происхождения товара: Россия с копиями регистрационных удостоверений: PN 000613/01 от 21.05.2007 г., ЛСР-001928/08 от 18.03.2008 г. В заявке участник не предоставил сертификат СТ-1 на предложенный лекарственный препарат с РУ ЛСР-001928/08 от 18.03.2008 г. Следовательно, участником не подтверждена страна происхождения товара. В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 1(1) постановления Правительства N 1289, в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, согласно пункту 1(2) постановления Правительства N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Таким образом, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяются при наличии хотя бы одной заявки, содержащей все предусмотренные пунктом 1(2) постановления Правительства N 1289 документы, подтверждающие соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям пункта 1(1) данного постановления.
Согласно пункту 1.4 приказа N126н, в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Как следует из материалов дела, заявка участника закупки с идентификационным номером 115961678 не содержит документов, предусмотренных действующим законодательством для подтверждения того факта, что все стадии производства предлагаемых участниками к поставке лекарственных препаратов, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Заявка участника закупки с идентификационным номером 115956574 (ООО "Валеофарм") содержит предложение о поставке лекарственного препарата "Глюкоза" (производство ТОО "Келун-Казфарм" (Республика Казахстан), в подтверждение чего в заявке представлены следующие документы и информация:
- сертификат о происхождении товара формы СТ-1;
- декларирование соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции:
- сертификат на соответствие требованиям надлежащих фармацевтических практик в сфере обращения лекарственных средств N 51 от 21.06.2021 (сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарств требованиям Правил производственной практики ЕАЭС или Правил, утвержденных Минпромторгом России);
- СП-0002251/07/2023 (сведения о документе, содержащем информацию о стадиях технологического процесса производства лекарства на территории ЕАЭС (выдается Минпромторгом России).
В соответствии с информацией, размещенной в ГРЛС, лекарственный препарат "Глюкоза", регистрационное удостоверение N ЛП-003457, может быть изготовлен из фармацевтических субстанций следующего производителя:
- декстроза, производитель Вейфанг Шенгтаи Медицин Ко.Лтд, The East of Changda Road, Changle County, Weifang, Shandong 262400, China.
Комиссия отмечает, что в составе заявки отсутствует документ, содержащий информацию о стадиях технологического процесса производства лекарственного препарата на территории ЕАЭС, который подтверждает, что все стадии производства препарата, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Более того, в государственном реестре лекарственных средств отсутствует информация о том, что производство фармацевтической субстанции лекарственного препарата, предлагаемого к поставке, осуществляется на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Также следует отметить, что заявителем в материалы дела представлен документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (N СП-0002251/07/2023 от 03.07.2023) (далее - документ СП).
В графах 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы", 2.А.2 "Стадии обработки (без изменения молекулы)", 2.А.3 "Завершающие стадии производства", 2.А.4 "Фасовка фармацевтической субстанции", 2.А.5 "Упаковка", 2.Б.2 "Получение готового нерасфасованного продукта" документа СП указан знак "------------" (прочерк).
Исходя из пункта 1.1 документа СП, методом получения фармацевтической субстанции лекарственного препарата "Глюкоза" является производство фармацевтической субстанции с использованием биологических процессов.
В соответствии с письмом Минпромторга России от 16.08.2022 N 79287/19, для фармацевтических субстанций метод получения которых химический либо биотехнологический синтез, информация о синтезе молекулы отображается в пункте 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы" документа СП с указанием места производства (страны и названия производственной площадки) с учетом стадий, указанных в приложении N 2 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минпромторга России от 31.12.2015 N 4368.
При этом, прочерк в подпункте 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы" документа СП, в случае производства фармацевтической субстанции методом химического синтеза или методом биотехнологического синтеза (производство фармацевтической субстанции с использованием биологических процессов) означает, что заявитель не указал в заявлении на выдачу документа СП стадию производства фармацевтической субстанции до получения молекулы либо не подтвердил прилагаемыми к заявлению документами, что стадии, необходимые для получения молекулы фармацевтической субстанции, осуществляются на территории Союза. В этом случае документ СП не подтверждает, что все стадии производства лекарственного препарата, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтической субстанции, осуществлены на территории Союза.
С учетом указанного обстоятельства, отсутствия в заявке участника закупки документа, содержащего информацию о стадиях технологического процесса производства лекарственного препарата на территории ЕАЭС, а также с учетом отсутствия в государственном реестре лекарственных средств информации о производстве фармацевтической субстанции лекарственного препарата, предлагаемого к поставке, на территории ЕАЭС, не представляется возможным сделать вывод о соответствии ООО "Валеофарм" положениям пункта 1.4 Приказа N 126н.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о несоответствии части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, пункту 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н действий заказчика в части признания ООО "Валеофарм" победителем рассматриваемого аукциона.
В данном случае, в рамках рассматриваемого запроса котировок отсутствует участник закупки, заявка которого соответствует условиям пункта 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н. Следовательно, положения настоящего пункта не применяются, и победителем признается участник закупки, который предложил наиболее низкую цену контракта.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "НОРД-ФАРМ" на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (декстроза) (изв. N 0869200000224001042) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, пункта 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 марта 2024 г. N 074/06/106-450/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024