Резолютивная часть решения оглашена 07.03.2024
В полном объеме решение изготовлено 13.03.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "ВОСТОК-СТРОЙ", при участии в дистанционном режиме:
- представителя Муниципального учреждения Копейского городского округа "Управление строительства" Разинкина М.В., действующего на основании Распоряжения 197-р от 09.04.2019,
- представителя МКУ Копейского городского округа "Управление закупок и обеспечения" Шагеевой О.А., действующего на основании доверенности от 15.01.2024,
- представителя ООО "ВОСТОК-СТРОЙ" Абдулаева М.М., действующего на основании доверенности от 13.09.2023,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 29.02.2024 поступила жалоба ООО "ВОСТОК-СТРОЙ" на действия комиссии по осуществлению закупок (далее - аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству объекта: "Благоустройство "Парка Победы", входная группа 1 этап, 2 подэтап" Челябинская область, город Копейск, пр. Победы" (извещение N 0869600056224000022) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 09.02.2024 МКУ Копейского городского округа "Управление закупок и обеспечения" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Муниципальное учреждение Копейского городского округа "Управление строительства".
Начальная (максимальная) цена контракта - 134 173 473,16 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 26.02.2024.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ВОСТОК-СТРОЙ" контракт не заключен.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы и пояснил, что опыт исполнения контракта на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства подтверждается гражданско-правовым договором, что не запрещено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, при этом сведения представленные в составе заявки являются достоверными, регистрация объектов строительства и постановка их на государственный учет является правом, а не обязанностью сторон.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения на заседании Комиссии возражали против доводов жалобы, представили письменные пояснения и указали, что фактическим основанием отклонения заявки общества послужил тот факт, что предоставленный опыт выполнения работ подтверждает строительство одного объекта, который зарегистрирован в качестве объектов недвижимости, тогда как два сведения о двух других объектов отсутствуют в реестре недвижимости. При этом основания отклонения заявки общества, указанные в протоколе не соответствуют Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки н участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной систем предусмотрено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В абзаце 6 подпункта б пункта 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что для целей настоящего постановления договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с позицией 9 Приложения к Постановлению N 2571 указано, что при проведении закупок на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории предъявляются следующие дополнительные требования о наличие у участника закупки опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Таким образом, из указанных положений Постановления N 2571 следует, что в случае предоставления опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, то такой договор должен быть заключен и исполнен в соответствии с Законом о контрактной системе либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом при предоставлении договоров в соответствии с пунктами 2, 3 позиции 9 Постановления N 2571 участник закупки вправе предоставить гражданско-правовой договор, в том числе заключенный в рамках Закона о контрактной систем и Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно извещению о закупке предметом контракта является выполнение работ по благоустройству объекта: "Благоустройство "Парка Победы", входная группа 1 этап, 2 подэтап" Челябинская область, город Копейск, пр. Победы", начальная (максимальная) цена контракта составляет 134 173 473, 16 рублей, в связи с чем заказчиком установлены дополнительные требования к участнику закупки по позиции 9 Приложения к Постановлению N 2571.
Согласно протоколу подведения итогов от 27.02.2024 (далее - протокол) заявка ООО "ВОСТОК-СТРОЙ" (N 5) отклонена как несоответствующая требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе по причине предоставления договора, заключенного не в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Как следует из документов, представленных заказчиком, в составе заявки ООО "ВОСТОК-СТРОЙ", направленной оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, содержится договор подряда на строительство индивидуальных жилых коттеджей N 12 от 03.07.2022 на сумму 34 296 532,59 рублей, заключенный между ООО "ВОСТОК-СТРОЙ" и ИП Абдулжалиловым А.А.
Кроме того, обществом предоставлены документы об исполнении контракта: три акта выполненных работ по форме КС-2 от 31.08.2023 каждый из которых подписан на сумму 11 432 177, 53 рублей, справка по форме КС-3, а также акт приемки объекта капитального строительства на общую сумму 34 296 532,59 рублей. При этом из предмета договора следует, что ООО "ВОСТОК-СТРОЙ" выполнялось строительство трех объектов капитального строительства (по адресам: Московская область, Раменский г.о., ул. 4-я Садовая д. 24, 26, ул. 3-я Садовая д. 19).
С учетом изложенного, основания отклонения заявки общества по причине предоставления договора, который заключен не в рамках Закона о контрактной системе и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не соответствуют абзацу 6 подпункта б пункта 3 Постановления N 2571, который не запрещает предоставление договора строительного подряда в рамках коммерческих правоотношений хозяйствующих субъектов.
Из пояснений представителя уполномоченного органа следует, что основания отклонения, указанные в протоколе, определены неверно и не соответствуют положениям Постановления N 2571.
Вместе с тем, письменные пояснения заказчика и уполномоченного органа, в соответствии с которыми заявка общества отклонена по причине того, что два из трех объектов капитального строительства не зарегистрированы в качестве объектов недвижимости исходя из единого государственного реестра недвижимости, при том, что стоимость одного зарегистрированного объекта меньше 20% от начальной (максимальной) цены контракта, не могут быть приняты и оценены Комиссией, так как указанные обстоятельства не нашли своего отражения в протоколе.
При этом на заседании Комиссии представитель общества пояснил, что регистрация прав на недвижимое имущество носит заявительный характер и не исключает наличия у участника закупки соответствующего опыта выполнения работ.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что отклонение заявки в виду предоставления недостоверных сведений является самостоятельным основанием для отстранения участника закупки в соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, что требует от аукционной комиссии наличия достаточных и достоверных данных, которые подтверждали бы указанный факт.
На основании изложенного, в нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе действия аукционной комиссии по отклонению заявки ООО "ВОСТОК-СТРОЙ" в соответствии с основаниями, указанными в протоколе, являются незаконными, так как предоставленный договор, а также документы о его исполнении, не противоречат положениям абзаца 6 подпункта б пункта 3 Постановления N 2571, позиции 9 Приложения N 1 к Постановлению N 2571.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ВОСТОК-СТРОЙ" на действия аукционной комиссии обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях аукционной комиссии нарушения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 марта 2024 г. N 074/06/106-470/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024