Резолютивная часть решения оглашена 12.03.2024
В полном объеме решение изготовлено 15.03.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Белевского А.А. на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку компьютеров (изв. N 0369300235024000003), при дистанционном участии:
- представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Специальная (коррекционная) школа N 29 VI вида" (далее - заказчик) Мухамеджанова Р.Р.;
- ИП Белевского А.А. (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель), действующего на основании паспорта, выписки из ЕГРИП,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 04.03.2024 поступила жалоба ИП Белевского А.А. на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку компьютеров (изв. N 0369300235024000003) (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам заказчик 26.02.2024 объявил о проведении запроса котировок путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 216 385,59 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 04.03.2024 в 08:53.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
В жалобе заявитель указывает на неправомерность действий комиссии по осуществлению закупок в части указания в протоколе подведения итогов определения поставщика, в качестве основания отклонения заявки ИП Белевского А.А. пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а не пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Таким образом, неправомерное отклонение ведет к необоснованным финансовым убыткам, поскольку каждое третье такое отклонение влечет потерю суммы обеспечения заявки.
Заказчик представил письменные пояснения, в которых указал, что заявки участников закупки рассмотрены в порядке, установленном действующим законодательством о контрактной системе, постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019, постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
В силу пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка системных блоков (код позиции 26.20.15.000-00000026).
Данные товары включены в утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень) (пункт 9).
В целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановило создать единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр) (пункт 1 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878).
В соответствии с пунктом 3(1) постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена радиоэлектронная продукция, предусмотренная пунктами 5, 7 - 9, 13 (в части систем хранения данных), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции (за исключением содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции первого уровня), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) заявка, которая удовлетворяет требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) и которая одновременно:
- содержит предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции только первого уровня;
- не содержит предложений о поставке прочей радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена иная радиоэлектронная продукция помимо радиоэлектронной продукции, указанной в абзаце первом настоящего пункта.
При отсутствии заявки, соответствующей требованиям пункта 3(1) постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, применяются ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 3 данного постановления.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 3(2) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
В силу пункта 3(3) постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) настоящего постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Информация об установлении предусмотренных постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в извещении о проведении аукциона.
Вместе с тем, в рамках внеплановой проверки Комиссией антимонопольного органа установлено, что в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заказчиком в требованиях к содержанию заявки не установлено требование об указании участниками закупки в заявке сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Также в извещении содержится информация об установлении предусмотренного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Согласно материалам дела в аукционе участвовало тринадцать участников.
Заявки участников закупки с идентификационными номерами 92, 145, 38, 30, 144, 246, 105 признаны комиссией соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
Заявки участников закупки с идентификационными номерами 18, 79 отклонены комиссией на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с отсутствием в заявках порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
Заявка участника закупки с идентификационным номером 122 отклонена комиссией на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с неуказанием в составе заявки номера реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а также отсутствием в заявке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
Заявки участников закупки с идентификационными номерами 176, 116, 13 (ИП Белевский А.А.) отклонены на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с неуказанием в составе заявки номера реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
В заявках с идентификационными номерами 176, 116, 13 (ИП Белевский А.А.) указано следующее наименование страны происхождения предлагаемого к поставке товара: Российская Федерация.
При этом, в составе заявок указанных участников закупки отсутствует предусмотренная пунктом 3(3) постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 информация о номерах реестровых записей из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявки с идентификационными номерами 176, 116, 13 (ИП Белевский А.А.) приравниваются к заявкам, в которых содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
В данном случае, принятие решения о несоответствии заявок участников требованиям извещения о проведении аукциона осуществляется на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Следовательно, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о некорректности указания комиссией по осуществлению закупок в протоколе подведения итогов определения поставщика от 04.03.2024, в качестве основания отклонения заявок участников с идентификационными номерами 176, 116, 13 (ИП Белевский А.А.), пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что указание в протоколе, в качестве основания отклонения заявок участников закупки, пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе может привести к неблагоприятным последствиям, предусмотренным частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, а именно к списанию денежных средств, заблокированных на специальном счете участника в размере обеспечения каждой третьей заявки на участие в закупках, в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, действия комиссии по осуществлению закупок в части указания в протоколе основания отклонения заявок участников закупки с идентификационными номерами 176, 116, 13 (ИП Белевский А.А.) не соответствуют подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Белевского А.А. на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку компьютеров (изв. N 0369300235024000003) обоснованными.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 марта 2024 г. N 074/06/106-500/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2024