Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Курмаевой Г.Р.- ведущего специалиста-эксперта, Габдулхаевой А.А. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ТАТАРСТАНА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" - Хайруллина А.В. (доверенность N50 от 01.03.2024 г.), в присутствии представителя заявителя - Крутневой О.Н., рассмотрев посредством видеоконференции жалобы заявителя ООО "Единая строительная система" (вх. N2085/ж от 04.03.2024 г. (ЕИС от 01.03.2024 г.) на действия заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ТАТАРСТАНА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" при проведении закупки N0311200024924000045 на предмет: "Выполнение работ по капитальному ремонту моста через р.Берняжка по ул.Бутлерова в г.Чистополь Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронной закупки N0311200024924000045 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakazrf.ru 21.02.2024 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 145 712 192,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, несоблюдение заказчиком действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения извещения электронной закупки приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода заявителя об установлении заказчиком в проекте контракта избыточных требований, а именно предоставление проектов производства работ не позднее, чем за 20 дней до начала производства.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закона о контрактной системе), при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включаются обязательные условия: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 2.3. приложения 1 проекта контракта, подрядчик обязан представить проекты производства работ не позднее, чем за 20 дней до начала производства конкретного вида работ по строительству на согласование Заказчику.
Комиссия отмечает, что данное условие не обязывает подрядчика приступать к выполнению работ после подписания контракта.
В связи с тем, что приступить к началу работ согласно контракту, подрядчик сможет только после прохождения весеннего паводка, датой сдачи проекта производства работ будет являться конец апреля.
Тем самым, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком не нарушены требования действующего законодательства.
Довод признан необоснованным.
2.Относительно довода заявителя об отсутствии разделов Технической документации в ЕИС.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Комиссия провела анализ извещения заказчика, связи с чем установила следующее: 21.02.2024 г. заказчиком была опубликована вся документация в ЕИС, однако после опубликования заказчик внес коррективы в техническую документацию и разместил 29.02.2024 г. в полном объеме исправленную техническую документацию.
На основании вышеизложенного, Комиссия принимает решение о необоснованности довода заявителя.
Также, Комиссия отмечает, что заявитель в ходе заседания доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил.
3.Относительно довода заявителя об установлении заказчиком требования о необходимости предоставления расчета стоимости работ и их документального подтверждения.
На основании пункта 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
Заказчиком в проекте контракта установлено следующее требование:
- п.8.4. Подрядчик приглашает Заказчика для промежуточной приемки выполненных в очередной месяц работ до 20 числа календарного месяца. В срок до 25 числа месяца Подрядчик представляет Заказчику акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, расчет стоимости выполненных работ, которые Заказчик подписывает в случае, если работы выполнены в соответствии с требованиями настоящего Контракта, документации о торгах, нормативных документов и технического задания Приложение 1 к Контракту).
На основании подписанного акта о приемке выполненных работ в срок до 27 числа отчётного месяца включительно Подрядчик представляет Заказчику справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3. Справки, представленные позже, Заказчиком в текущем месяце не принимаются и подлежат к сдаче следующим отчетным периодом.
Комиссия провела анализ данного пункта и пришла к следующему выводу, в документации о закупке (извещении) заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки, данное требование ни в коей мере не ограничивает конкуренции.
Таким образом, установление требования о проведении промежуточной приемки выполненных работ для заказчика является важным требованием для контроля исполнения контракта.
Однако, Комиссия отмечает, что исполнитель имеет право на выбор КС-2 или КС-3 предоставить заказчику для промежуточной приемки.
Тем самым, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком было установлено правомерное требование.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
4.Относительно довода заявителя об установлении заказчиком требования о необходимости предоставления документального подтверждения стоимости материалов, изделий конструкций.
Заказчик в проекте контракта установил следующее требование:
п.8.15. в случае отсутствия стоимости материалов, изделий и конструкций в
сборнике средних сметных цен на основные материалы, изделия и конструкции, применяемые в Республике Татарстан (Стройцена Республики Татарстан, Вестник ценообразования и сметного нормирования) при сдаче выполненных работ, по требованию Заказчика.
Подрядчик обязан предоставить следующие документы:
а) Письмо Управления государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре (О стоимости материалов и изделий.
б) При отсутствии стоимости в Письме Управления государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре <О стоимости материалов и изделий> и сборнике средних сметных цен заверенные копии следующих документов:
-платежные поручения на оплату оборудования, материалов;
-товарно-транспортных накладных;
-счетов-фактур на оборудование, материалы (при наличии);
-сертификатов соответствия оборудования, материалов требованиям качества
продукции.
Комиссия установила, что заказчик установил данное требование для подтверждения добросовестности происхождения материалов, изделий и конструкций.
Также Комиссия отмечает, что данное требование не гласит о том, что заказчик не будет принимать работы, в случае если исполнитель не предоставит вышеуказанные документы, или же если стоимость материалов будет завышена.
Комиссия также установила, что согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Следовательно, заказчик даже если у исполнителя стоимость затрат на материал, изделия и конструкций будет ниже, экономия в адрес заказчика возвращаться не будет.
В письменных пояснениях заявитель ссылается на письмо Минэкономразвития России от 14.11.2016 г. NД28и-3142, в котором установлено, что заказчик не праве включать в контракт условия предоставлении подрядчиком финансового отчета о понесенных расходах и подтверждающих эти затраты копий первичных бухгалтерских документов.
Комиссия установила, что вышеуказанное письмо не распространяется на требование, установленное заказчиком, так как заказчик просит копии вышеуказанных документов только в том случае если отсутствует стоимость материалов, изделий и конструкций в сборнике средних сметных цен.
На основании вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России, приходит к выводу, что заказчиком установлены требования, не противоречивейшие нормы действующего законодательства.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены следующие нарушения действующего законодательства.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны при составлении описания объекта закупки использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разработанными и применяемыми в национальной системе стандартизации, то есть ГОСТами и Техническими регламентами.
Исходя из требований ч. 2 ст. 42 упомянутого закона извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Установление заказчиком в техническом задании условий о соответствии товара требованиям недействующего ГОСТ, может привести участников аукциона к непониманию, невозможности правильного заполнения заявок, и, как следствие, к отклонению заявок на участие в аукционе.
Кроме того, в случае установления заказчиком в извещении требования о соответствии поставляемого товара ГОСТу и закрепления такой обязанности в контракте, подписанном участником закупки, такой участник обязан поставить товар, соответствующий ГОСТу. Заказчик может отказать в приемке в случае не подтверждения соответствия поставленного товара требованиям ГОСТа.
Вместе с тем, поставить товары по недействующим ГОСТам невозможно, это создает препятствия для участия в закупке.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что РД-11-02-2006 утратил в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 23.08.2023 г. N306.
Вместе с тем, указанный недействующий Приказ Ростехнадзора присутствует в составе извещения.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Данной правовой нормой закреплено требование о надлежащем описании заказчиком объекта закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу заявителя ООО "Единая строительная система" (вх. N2085/ж от 04.03.2024 г. (ЕИС от 01.03.2024 г.) на действия заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ТАТАРСТАНА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" при проведении закупки N0311200024924000045 на предмет: "Выполнение работ по капитальному ремонту моста через р.Берняжка по ул.Бутлерова в г.Чистополь Республики Татарстан", необоснованной.
2.Признать заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ТАТАРСТАНА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" нарушившим требования части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдвть предписание об устранении нарушенных требований действующего законодательства.
4.Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения.
Председателя Комиссии А.А.Яфизов
Члены Комиссии Г.Р.Курмаева
А.А.Габдулхаева Исп.: Габдулхаева Айгуль Алмазовна Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 11 марта 2024 г. N 016/06/34-316/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2024