Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ГКУ КК "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "БСТ-МОДУЛЬ" по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка постов газодымозащитной службы" (извещение: N0818500000823010005),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГКУ КК "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "БСТ-МОДУЛЬ" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка постов газодымозащитной службы" (извещение: N0818500000823010005).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2024 NИЭА1 ООО "БСТ-МОДУЛЬ" признано победителем закупки.
25.01.2024 между ГКУ КК "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" и ООО "БСТ-МОДУЛЬ" заключен контракт на сумму 52 000 000,00 рублей.
16.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "БСТ-МОДУЛЬ";
- адрес: 350901, Краснодарский край, Краснодар, ул. Черкасская, д. 63, литер п/а, пом. 49;
- ИНН: 2311172380, КПП: 231101001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГКУ КК "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" проводился электронный аукцион: "Поставка постов газодымозащитной службы" (извещение: N0818500000823010005).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2024 NИЭА1 ООО "БСТ-МОДУЛЬ" признано победителем закупки.
25.01.2024 между ГКУ КК "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" и ООО "БСТ-МОДУЛЬ" заключен контракт на сумму 52 000 000,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Поставщик обязуется передать Заказчику пост газодымозащитной службы (далее - товар) в количестве (объеме) и с характеристиками согласно спецификации, прилагаемой к настоящему контракту, а Заказчик обязуется принять товар и обеспечить его оплату за счет средств бюджета Краснодарского края в порядке и размере, установленном настоящим контрактом.
В соответствии с п.3.1 контракта Поставщик обязуется поставить товар согласно этапам:
1 этап: в течение 10 дней с даты заключения контракта по адресам:
353673, Краснодарский край, Ейский район, ст. Ясенская, ул. Красная, 2а (филиал ПЧ N 24) в количестве 1 штуки (Спецификация, N п/п 1);
353898, Краснодарский край, Приморско - Ахтарский район, п. Приморский, ул. Врачей, 5 (филиал ПЧ N 30) в количестве 1 штуки (Спецификация, N п/п 1);
2 этап: в течение 30 дней с даты заключения контракта по адресам:
353780, Краснодарский край, Брюховецкий район, ст. Новоджерелиевская, ул. Кирова, 8А (филиал ПЧ N 23) в количестве 1 штуки (Спецификация, N п/п 1);
353110, Краснодарский край, Выселковский район, п. Газырь, ул. Мира, 9А (филиал ПЧ N 28) в количестве 1 штуки (Спецификация, N п/п 1);
3 этап: в течение 50 дней с даты заключения контракта по адресам:
352290, Краснодарский край, Отрадненский район, ст. Попутная, ул. Пионерская, 8 (филиал ПЧ N 15) в количестве 1 штуки (Спецификация, N п/п 1);
353579, Краснодарский край, Славянский район, ст. Петровская, ул. Гагарина, 3а (филиал ПЧ N 25) в количестве 1 штуки (Спецификация, N п/п 1);
352685, Краснодарский край, Апшеронский р-он, пгт. Нефтегорск, ул. Школьная, 2 (филиал ПЧ N 33) в количестве 1 штуки (Спецификация, N п/п 1);
353430, Краснодарский край, город-курорт Анапа, хутор Бужор, ул. Виноградная, 33 (филиал ПЧ N 39) в количестве 1 штуки (Спецификация, N п/п 2).
Поставщик в течение 2 дней со дня заключения контракта согласовывает с Заказчиком раскладку и цвета сайдинга, размер и информационное содержание информационной вывески внешней части поста.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "БСТ-МОДУЛЬ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Согласно п. 3.4 контракта, доставка товара и все виды погрузо-разгрузочных работ осуществляются Поставщиком своим автотранспортом или автотранспортом третьих лиц за свой счет в рабочие дни недели и в рабочее время - не ранее 9-00 и не позднее 17-00 часов, по указанным выше адресам (место поставки).
В соответствии с п. 3.5 контракта одновременно с передачей товара Поставщик обязан передать Заказчику документы подтверждающие безопасность и качество товара, в том числе товара входящего в комплектацию, а также оформленные в соответствии с установленными в бухгалтерском учете требованиями оригиналы товарных накладных и документов, необходимых для оплаты поставленного товара в двух экземплярах, подписанных Поставщиком.
В соответствии с п. 3.6 контракта входящие в комплект товара изделия (оборудование, приборы, инструменты и пр.) должны быть маркированы и упакованы в соответствии с требованиями установленными законодательством РФ для товара данного вида. Поставщик несет ответственность за всякого рода порчу товара и его комплектующих, вследствие некачественной или ненадлежащей упаковки.
02.02.2024 Поставщиком осуществлена поставка товара по 1 этапу исполнения контракта.
В целях осуществления приемки товара приказом Заказчика от 02.02.2024 N 44 образована приемочная комиссия.
05.02.2024 при проверке результатов исполнения контракта по поставке товара Приемочной комиссией Заказчика выявлены следующие недостатки (дефекты) товара (акты приемки от 05.02.2024 N 1, 2):
товар доставлен с нарушением требований о комплектности. Входящие в комплект поста ГДЗС мебель, приборы и оборудование, перечисленные в спецификации отсутствовали;
вместе с товаром не были переданы документы, подтверждающие безопасность и качество товара, в том числе входящих в комплектацию сопутствующих товаров;
товар доставлен с внешними повреждениями: нарушение лакокрасочного покрытия, царапины и потертости на сайдинге, деформация доборных элементов, согнуто крепление прожектора.
В соответствии с пунктом 4.4.2 контракта Заказчик вправе отказать Поставщику в приемке поставленного товара в случае его ненадлежащего качества.
По результатам приемки первого этапа исполнения контракта Заказчиком через Единую информационную систему (ЕИС) Поставщику направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
В соответствии с пунктом 7.11 контракта в случае поставки товара ненадлежащего качества Поставщик обязан безвозмездно устранить недостатки в течение 3 дней с даты заявления о них Заказчиком.
06.02.2024 Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия от 06.02.2024 N 02-405-276/24 с указанием выявленных недостатков и с предложением устранить их в установленный контрактом срок.
По состоянию на 12.02.2024 (по истечении 6 дней) недостатки товара Поставщиком не устранены.
Заказчиком в адрес Поставщика через ЕИС направлена повторная претензия от 12.02.2024 N 02-4-05-343/24 с требованием об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Платежным поручением от 21.02.2024 N 151 указанный штраф Поставщиком оплачен.
Заказчик пояснил, что указанные обстоятельства послужили основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.11.3 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.02.2024 Заказчиком размещена информация о расторжении контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
04.03.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
04.03.2024 ГКУ КК "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" представлена информация через ЕИС для рассмотрения сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "БСТ-МОДУЛЬ".
Нарушение процедуры расторжения контракта Комиссией не установлено.
26.02.2024 Поставщик произвел замену товара поставленного по адресу: Краснодарский край, Приморско - Ахтарский район, п. Приморский, ул. Врачей, 5 (филиал ПЧ N 30).
При приемке товара, проведенной Заказчиком 27.02.2024 (Акт N3 от 27.02.2024) установлено, что недостатки, выявленные приемочной комиссией 05.02.2024, не были устранены, в полном объеме.
Поставщиком осуществлена замена контейнера, но при этом пост ГДЗС не был укомплектован сопутствующими товарами, входящими в комплект поставки:
недопоставлена часть мебели, отсутствуют дыхательные аппараты, шкафы для сушки, для хранения масок дыхательных аппаратов, запасных частей и инструментов, нет чехла для планшета, набора инструментов, баллонов для масок дыхательных аппаратов и др.;
выявлены несоответствия сопутствующих товаров требованиям спецификации (не соответствие габаритных размеров стеллажей, мойки, мощности внутренних светильников и т.д.);
внутри поста ГДЗС не смонтированы электрический водонагреватель и конвектор, медицинская аптечка.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Из пояснений ООО "БСТ-МОДУЛЬ" следует, что 26.01.2024 Общество в соответствии с п.3.1. Контракта, обратилось с письмом к Заказчику с целью согласовать:
-цвет сайдинга,
-раскладку сайдинга,
-информационное содержание информационной вывески внешней части поста;
-размер информационной вывески, что подтверждается письмом (исх.N13 от 26.01.2024).
Заказчик 29.01.2024 направил в адрес Поставщика письмо, содержащее пояснения по исполнению Контракта.
Поставщик во избежание просрочки поставки товара по первому этапу, уведомил Заказчика о планируемой поставке товара 02.02.2024 по адресам:
-353673, Краснодарский край, Ейский район, ст. Ясенская, ул. Красная, 2а (филиал ПЧ N 24);
353898, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, п. Приморский, ул. Врачей, 5 (филиал ПЧ N 30), что подтверждается письмом (исх.N14 от 29.01.2024 г.).
02.02.2024 товар с сопроводительной документацией передан Заказчику, что подтверждается письмами исх. N16, N17.
05.02.2024 приемочная комиссия Заказчика составила акты N1 и N2 согласно которым, поставленный Поставщиком товар не соответствует условиям заключенного Контракта.
06.02.2024 Заказчик подготовил в адрес Поставщика претензию с требованием устранить выявленные в Актах N1 и N2 несоответствия поставленного товара в течение 3(трех) дней.
09.02.2024 Поставщик направил ответ на претензию Заказчика (исх.N29), согласно которому, претензии по внешнему виду товара (царапины на сайдинге, деформирование доборных элементов, нарушение лакокрасочного покрытия крыши поста, деформирование крепления прожектора), считает необоснованными, что может подтвердить фото и видео материалом товара, сделанным на момент его передачи Заказчику.
В отношении отсутствующей документации, перечисленной в претензии, ООО "БСТ-МОДУЛЬ" сообщено Заказчику, что п. 3.13 Контракта содержит исчерпывающий перечень документов, которые обязан Поставщик передать Заказчику в месте с вручением товара: товарная накладная, транспортная накладная, универсальный передаточный документ (УПД) и т.п.), документы для оплаты товара. Счета, товарные и транспортные накладные были переданы вместе с товаром, что подтверждается отметками на сопроводительных письмах N16,17 от 02.02.2024.
ООО "БСТ-МОДУЛЬ" пояснило, что сертификация товара "Модульные здания" в Российской Федерации является добровольной, и не является обязательной. В данной связи предоставление паспорта или сертификатов на здание не предусмотрено ни Контрактом, ни действующим законодательством.
В отношении установки датчиков пожарной сигнализации ООО "БСТ-МОДУЛЬ" сообщило Заказчику, что в соответствии с требованиями п. 6.6.36 СП 484.1311500.2020 требуется: "6.6.36 Минимальное расстояние от ИП до выступающих на 0,25 м и менее от перекрытия строительных конструкций или инженерного оборудования должно составлять не менее двух высот этих строительных конструкций или оборудования. Расстояние от ИП до стен (перегородок), а также других строительных конструкций и до инженерного оборудования, выступающего от перекрытия на расстояние более 0,25 м, должно быть не менее 0,50 м." Пункт 13.3.6 СП 5.13130.2009 в настоящее время утратил силу.
Данные требования соблюдены (письмо N29 от 09.02.2024).
В отношении комплектности, ввиду необходимости физической замены модульных постов по требованию Заказчика из-за внешнего вида, существующие посты будут заменены на полностью укомплектованные в срок до 29.02.2024, о чем было сообщено Заказчику письмом N29 от 09.02.2024
12.02.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо с ответом на доводы ООО "БСТ-Модуль", изложенные в письме от 09.02.2024 (исх.N29), а также, претензию с требованием об оплате штрафа в размере 137 199, 38 рублей.
21.02.2024 Поставщик оплатил штраф (п/п N151 от 21.02.2024).
По второму этапу 20.02.2024 ООО "БСТ-Модуль" уведомило Заказчика о планируемой новой поставке товара (постов ГДЗС) по адресам:
353780, Краснодарский край, Брюховецкий район, ст. Новоджерелиевская, ул. Кирова, 8А (филиал ПЧ N 23) в количестве 1 штуки (Спецификация, N п/п 1);
353110, Краснодарский край, Выселковский район, п. Газырь, ул. Мира, 9А (филиал ПЧ N 28), что подтверждается письмом (исх.N38 от 20.02.2024 г.), а также, просил обеспечить допуск на территорию и подготовке места монтажа товара.
Заказчик не осуществил приемку поставленного товара, не допустил Поставщика на место поставки, что подтверждается фотоматериалами, а также письмами в адрес Заказчика исх.N47 от 22.02.2024 и исх.N58 от 26.02.2024.
20.02.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо с просьбой отозвать решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
01.03.2024 Подрядчик направил в адрес Заказчика повторное письмо (исх.N68) указав, что Заказчик своими действиями препятствует надлежащему исполнению Контракта со стороны Поставщика, а также, с предложением отозвать решение об одностороннем отказе и вернуться к исполнению контракта, указав, что Общество готово поставить посты, укомплектованные всем необходимым оборудованием.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ООО "БСТ-МОДУЛЬ" умышленных действий, свидетельствующих об уклонении Участника закупки от исполнения обязательств по контракту.
ООО "БСТ-МОДУЛЬ" представлены документы, подтверждающие принятие мер для устранения допущенных нарушений, а также письмо Общества в адрес Заказчика (исх. N29 от 09.02.2024) в котором ООО "БСТ-МОДУЛЬ" гарантировало устранение нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Таким образом, оценив фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, учитывая отсутствие бесспорных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ООО "БСТ-МОДУЛЬ" признаков недобросовестности, виновного поведения и умысла на уклонение от исполнения контракта, Комиссия приходит к выводу о том, что применение к Обществу санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГКУ КК "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" в отношении ООО "БСТ-МОДУЛЬ" (350901, Краснодарский край, Краснодар, ул. Черкасская, д. 63, литер п/а, пом. 49; ИНН: 2311172380, КПП: 231101001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 марта 2024 г. N РНП-23-182/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024