На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2023 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка в отношении администрации МО Гулькевичский район при проведении электронных аукционов: извещения NN 0118300000624000067, 0118300000624000066, 0118300000624000065, 0118300000624000064, 0118300000624000063, 0118300000624000062, 0118300000624000061, 0118300000624000060, 0118300000624000059, 0118300000624000059, 0118300000624000058, 0118300000624000057, 0118300000624000056, 0118300000624000055, 0118300000624000054, 0118300000624000053, 0118300000624000052, 0118300000624000051, 0118300000624000050, 0118300000624000049, 0118300000624000048, 0118300000624000047, 0118300000624000046, 0118300000624000045, 0118300000624000044, 0118300000624000043, 0118300000624000041, 0118300000624000040, 0118300000624000039, 011830000062400003.
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из Прокуратуры Гулькевичского района поступило обращение, согласно которому при проведении электронных аукционов на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках государственной программы Краснодарского края "Дети Кубани" допущено нарушение Закона о контрактной системе: установлено ограничение по место расположению, года ввода в эксплуатацию.
Уполномоченный органом - администрацией МО Гулькевичский район проведены электронные аукционы NN 0118300000624000067, 0118300000624000066, 0118300000624000065, 0118300000624000064, 0118300000624000063, 0118300000624000062, 0118300000624000061, 0118300000624000060, 0118300000624000059, 0118300000624000059, 0118300000624000058, 0118300000624000057, 0118300000624000056, 0118300000624000055, 0118300000624000054, 0118300000624000053, 0118300000624000052, 0118300000624000051, 0118300000624000050, 0118300000624000049, 0118300000624000048, 0118300000624000047, 0118300000624000046, 0118300000624000045, 0118300000624000044, 0118300000624000043, 0118300000624000041, 0118300000624000040, 0118300000624000039, 011830000062400003.
Заказчик - управление имущественных отношений АМО Гулькевичский район.
Начальная (максимальная) цена контрактов по каждому электронному аукциону - 3 113 141,13 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику требуется приобретение жилого помещения, ОКПД2 68.10.11.000. Место расположение - Гулькевичский район Краснодарского края, год сдачи в эксплуатацию многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки не ранее 2020. Общая площадь (не включая балконы, лоджии, веранды, терассы) > 33 Квадратный метр.
На основании ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае": "Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном уполномоченным органом местного самоуправления.".
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 1748-КЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В заявлениях детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей поступающих в администрацию муниципального образования Гулькевичский район, обозначена территория муниципального образования Гулькевичский район.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона N 1748-КЗ в случае невозможности предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в другом населенном пункте в границах Краснодарского края.".
Заявлений о согласии на предоставление жилых помещений от детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрацию муниципального образования Гулькевичский район в другом населенном пункте в границах Краснодарского края не поступало.
Месторасположения приобретаемого объекта недвижимости - Гулькевичский район Краснодарского края установлено в описании объекта закупки на основании письменных заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступающих в администрацию муниципального образования Гулькевичский район в соответствии с Законом N 1748-КЗ.
В соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 17.10.2022 г. N 1692 "Об утверждении показателей результативности (эффективности) деятельности органом местного самоуправления п осуществлению переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот с целью ликвидации накопившейся задолженности" доля жилых помещений, приобретенных (построенных) для детей-сирот, срок эксплуатации которых, на дату подписания акта их приема-передачи (документа о приемке) менее 5 лет в 2024 году должна составлять не менее 62%.
Год сдачи в эксплуатацию приобретаемого объекта недвижимости - не ранее 2020 года указано в описании объекта закупки для достижения показателей результативности (эффективности) деятельности органом местного самоуправления по осуществлению переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот с целью ликвидации накопившейся задолженности.
Требование о сроке ввода объекта в эксплуатацию является эксплуатационной характеристикой объекта закупки, в связи с чем Заказчиком вправе устанавливать требования к товару, которые для него являются значимыми и отвечают его потребностям, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчик наделен правом самостоятельно устанавливать требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Таким образом, Заказчиком извещения о проведении закупок разработаны в соответствии с нормами действующего законодательства. Так, месторасположение объектов недвижимости - Гулькевичский район указано в связи с тем, что заявлений о согласии на предоставление жилых помещений от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в другом населенном пункте в границах Краснодарского края не поступало.
Год сдачи в эксплуатацию - не ранее 2020 года указан в извещении о приобретении жилых помещений для достижения показателей результативности (эффективности) деятельности органом местного самоуправления по осуществлению переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот с целью ликвидации накопившейся задолженности.
В силу пункта 3.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. N 567 (далее - Методические рекомендации) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Заказчиком получены коммерческие предложения от ИП Енина Н.П. исх. N 10 от 24.01.2024 года, от ИП Пуховицкого Л.Я. от 24.01.2024 года, от ИП Любушкина А.А., ООО "ТМК и К" получен ответ, что планируется строительство дома в пос. Комсомольский в марте-октябре 2024 года, стоимость однокомнатной квартиры общей площадью 34,6 кв. м будет сформирована после начала строительства.
В рамках реализации заключенного с Министерством труда и социального развития Краснодарского края соглашения N 58 от 22 февраля 2024 года "О предоставлении в 2024, 2025 и 2026 годах из бюджета Краснодарского края бюджету муниципального образования Гулькевичский район субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" уполномоченным органом - администрацией по состоянию на текущую дату проведены 29 электронных аукционов на приобретение жилых помещений.
На 14 аукционов из 29 подано по две заявки.
Таким образом, "Описания объекта закупки" по рассматриваемым аукционам сформировано в соответствии с Законом о контрактной системе и с учетом положений Закона N1748-КЗ.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие ограничение Участников закупок в части установленных требований в аукционах.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Уполномоченного органа - администрации МО Гулькевичский район (комиссии), Заказчика - управления имущественных отношений АМО Гулькевичский район нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 марта 2024 г. N 023/06/99-1082/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024