рассмотрев жалобу ООО "Атлант" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Северский район при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по проведению комплексных кадастровых работ в отношении 3 кадастровых кварталов на территории Северского района" (извещение N 0318300165724000091) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования:
- требование к участникам закупок в соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе "Наличие у участника закупки лицензии УФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты государственной тайны". Документы, подтверждающие соответствие участника закупки: копия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну";
- заказчик с нарушением требований к подготовке проекта карты плана территории работ требует подготовку ортофотоплана и сам же не планирует выдавать разрешение на полеты БВС для его подготовки;
- указание Заказчика на применение фотограмметрического метода в совокупности с остальными методами не основано на требованиях законодательства.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился. На рассмотрение уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу жалобы, согласно которым извещение составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
14.02.2024 г. уполномоченным органом - администрацией МО Северский район размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по проведению комплексных кадастровых работ в отношении 3 кадастровых кварталов на территории Северского района" (извещение N 0318300165724000091).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 275 900,00 руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В извещении установлены требования к участникам:
Преимущества |
Не установлены |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Участник закупки как юридическое лицо обязан иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О кадастровой деятельности". Кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О кадастровой деятельности". Документы, подтверждающие соответствие закупки: для индивидуального предпринимателя - копия документа, подтверждающего членство участника закупки в саморегулируемой организации кадастровых инженеров; для юридического лица - копия документов, подтверждающих членство не менее двух сотрудников, состоящих в штате участника закупки, в саморегулируемой организации кадастровых инженеров; копии документов, подтверждающих наличие трудовых отношений между кадастровыми инженерами и участником закупки (трудовой договор, трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Наличие у участника закупки лицензии УФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты государственной тайны". Документы, подтверждающие соответствие участника закупки: копия лицензии на проведение работ , связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну. |
Ограничения |
Не установлены |
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Извещение содержит файл "Требования к заявке и инструкция по ее заполнению.docx", где заказчиком установлены требования ко второй части заявки:
2.2 |
В случае установления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
Установлено: Участник закупки как юридическое лицо обязан иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О кадастровой деятельности". Кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О кадастровой деятельности". Документы, подтверждающие соответствие закупки: для индивидуального предпринимателя - копия документа, подтверждающего членство участника закупки в саморегулируемой организации кадастровых инженеров; для юридического лица - копия документов, подтверждающих членство не менее двух сотрудников, состоящих в штате участника закупки, в саморегулируемой организации кадастровых инженеров; копии документов, подтверждающих наличие трудовых отношений между кадастровыми инженерами и участником закупки (трудовой договор, трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Наличие у участника закупки лицензии УФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты государственной тайны". Документы, подтверждающие соответствие участника закупки: копия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну. |
При этом в файле "Описание ОЗ.zip" в "Техническое задание.docx" Заказчиком установлены требования к качеству выполняемых работ и к результатам выполненных работ, а именно, работы организуются и проводятся в соответствии с требованиями, установленными следующими нормативными правовыми актами: -Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; -Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; -Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Частью 4 статьи 42.6. Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что имеющиеся в распоряжении заказчика комплексных кадастровых работ материалы и необходимые для выполнения комплексных кадастровых работ сведения, предоставляются индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу после заключения государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ. Получение иных необходимых для выполнения работ материалов исполнитель комплексных кадастровых работ осуществляет самостоятельно.
Согласно пункту 34 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 августа 2021 г. N13/0337 "Об установлении формы карты-плана территории, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к их подготовке", при заполнении текстовой части карты-плана территории указывается метод определения координат характерных точек границ земельных участков, контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который применялся при выполнении комплексных кадастровых работ, обеспечивающий точность определения таких координат в соответствии с требованиями к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требованиями к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, установленными в соответствии с частью 13 статьи 22, частью 13 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ:
1) геодезический метод (например, метод триангуляции, полигонометрии, трилатерации, метод прямых, обратных или комбинированных засечек и иные геодезические методы);
2) метод спутниковых геодезических измерений (определений);
3) комбинированный метод;
4) аналитический метод.
Также допускается применение картометрического и (или) фотограмметрического методов определения координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ земельных участков иных категорий (земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) в комплексе с иными методами определения координат (кроме аналитического) при одновременном соблюдении определенных пунктом 34 Приказа условий.
Техническим заданием конкурса Заказчиком установлено выполнение работ по проведению АФС и подготовке ОФП.
Деятельность, связанная с защитой государственной тайны регулируется положениями Закона Российской Федерации от 21.07.119 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" (далее - Постановление N333).
Частью 1 статьи 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" установлено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно пункту 60 Указа Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", а также письму Минэкономразвития от 29.06.2015 г. N Д23и-3004 "О перечне сведений, подлежащих засекречиванию" топографические карты, топографические планы, фотокарты, фотопланы, ортофотокарты, ортофотопланы в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности, а также другие виды картографической продукции подлежат засекречиванию в случае, если указанные карты и планы, в том числе топографические карты масштаба 1:50 000 и крупнее, содержат сведения, подпадающие под действие пунктов раздела 3.4 "Геопространственные сведения по территории Земли" Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2008 г. N 01, в его действующей редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 25 июля 2014 г. N 456-дсп, части пятой "Сведения в области геодезической, топографической, картографической деятельности и дистанционного зондирования земли", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 27.02.2017 г N 1с/МО в редакции приказа МЭР РФ N 4с/МО от 19.10.2018 г.
В связи с отсутствием сведений, подлежащих засекречиванию, в общем доступе, при выполнении работ по проведению аэрофотосъемки местности с изготовлением ортофотоплана местности в масштабе 1:1000 в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, исполнитель не может знать заранее, нарушит ли он установленные ограничения на проведение указанных работ и получит ли в результате аэрофотосъемки результат работ, содержащий секретные сведения.
На основании изложенного, аэросъёмочные работы проводятся при условии соблюдения требований безопасности полетов и в полном соответствии с требованиями Инструкции СТТМ-90, Дополнения ПАРО-90, являющиеся секретными.
В письме от 15.08.2023 N18-02532/23 Росреестр разъяснил, что аэрофотосъемочные работы с борта беспилотного воздушного судна регулируется дополнениями "Об особенностях производства аэросъемочных работ в районах особо важных или особорежимных промышленных и режимных военных объектов" (ПАРО-90) к Инструкции по определению и обеспечению секретности топографо-геодезических, картографических, гравиметрических, аэросъемочных материалов и материалов космических съемок на территорию СССР (СТГМ-90) и Федеральными правилами использования воздушного пространства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138. Проведение аэрофотосъемки с борта беспилотного воздушного судна предусматривает проведение следующих процедур:
- получение разрешения на проведение аэрофотосъемочных работ (разрешение предоставляется последовательным рассмотрением заявки Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, штабом военного округа, территориальным подразделением ФСБ России);
- получение разрешения на использование воздушного пространства (предоставляется органами системы организации воздушного движения (за исключением выполнения полетов беспилотных воздушных судов массой менее 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности вне зон ограничения и запрещения полетов или иных зон);
- получение разрешения на проведение авиационных работ над территорией населенных пунктов (предоставляется органами местного самоуправления при проведении работ в границах населенных пунктов);
- проведение контрольного просмотра (проводится штабом военного округа).
Администрацией МО Северский район представлены пояснения, согласно которым наличие лицензии на выполнение работ со сведениями составляющими государственную тайну обусловлено прежде всего тем, что в непосредственной близости от кадастрового квартала 23:26:0207001 (менее 50 метров) в смежном кадастровом квартале с кадастровым номером 23:26:0204004 расположены режимные объекты инфраструктуры Афипского НПЗ. Соответственно наличие лицензии на работу со сведениями составляющими государственную тайну необходимо, так как в результате работ могут быть задействованы сведения, составляющие государственную тайну. Любая фотосъемка с использованием летательного аппарата является источником геопространственных данных, которые в соответствии с Указом Президента РФ N1203 от 30.11.1995 являются секретными сведениями.
Согласно сведений федерального фонда пространственных данных (далее - ФФПД) на территорию в отношении которой планируется проведение комплексных кадастровых работ по Северскому району Краснодарского края имеются цифровые ортофотопланы (ЕЭКО) (далее - ОФП), созданные в 2019 году в масштабе 1:10000.
Имеющиеся в ФФПД ОФП, созданные в 2019 году, масштаба 1:10000 не могут содержать актуальную (на момент проведения комплексных кадастровых работ) информацию об объектах недвижимости (в том числе о местоположении их границ), расположенных на территории кадастровых кварталах и являющихся объектами комплексных кадастровых работ. Кроме того, масштаб ОФП должен обеспечивать читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков, контуров объектов недвижимости.
В этой связи, заказчик предусматривает контрактом выполнение цифровой аэрофотосъемки местности, на территории которой проводятся комплексные кадастровые работы, с созданием ОФП в масштабе 1:1000.
Аэросъёмочные работы проводятся при условии соблюдения требований безопасности полетов и в полном соответствии с требованиями Инструкции СТГМ-90, Дополнений ПАРО-90, являющиеся секретными. Изучение Инструкции СТГМ-90 и Дополнений ПАРО-90 возможно только исполнителем, имеющем лицензию ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В связи с чем, требование о наличии у участника закупки лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обусловлено потребностями заказчика, в частности проведение аэрофотосъемки территории проведения комплексных кадастровых работ с созданием ОФП, и не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
На сайте администрации МО Северский район размещены постановления, регламентирующие выдачу разрешения на выполнения авиационных работ, которые можно просмотреть по ссылке: https://sevadm.nj/about/struktumye-podrazdeleniya- adrninistratsii/upravlenie-po-koordinatsii-rabotv-zhilishchno-kommunalnog o-kompleksa/Transport dorxoz/organizatsiya-passazhirskikh-perevozok/?ELEMENT ID=48018&ysclid=lt8fw364d6662046244, то есть информация общедоступна.
Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, полетов беспилотных летательных аппаратов входит в компетенцию администраций городских и сельских поселений Северского района Краснодарского края.
Довод Заявителя о противоречивости требований о наличии лицензии на работу со сведениями составляющими государственную тайну и возможностью допуска к этим сведениям членов согласительной комиссии также не состоятелен.
Из пояснений администрации МО Северский район следует, что результаты аэрофотосъемки, в соответствии с пунктом 5.6 Типового регламента работы согласительной комиссии, формируемой в целях согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ, утвержденный постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.08.2015 N 730, необходимы также в целях наглядного и достоверного ознакомления членов согласительной комиссии с текущей ситуацией на местности в части рассмотрения на заседаниях согласительной комиссии отдельных возражений правообладателей в отношении выполненных исполнителем работ для минимизации рисков возникновения споров, которые могут быть после утверждения карт-планов территории и внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Наличие лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, у членов согласительной комиссии, не требуется в связи с тем, что в отношении отснятых в результате аэросъёмочных работ материалов проводится контрольный просмотр штабом военного округа, в ходе которого определяется наличие (отсутствие) секретных сведений на таких материалах и их рассекречивание (при наличии секретных сведений). По результатам контрольного просмотра вышеуказанные материалы могут быть использованы для создания ОФП, доступных для открытого опубликования.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что Заказчик с нарушением требований к подготовке проекта карты плана территории работ требует подготовку ортофотоплана и сам же не планирует выдавать разрешение на полеты БВС для его подготовки, а также указание Заказчика на применение фотограмметрического метода в совокупности с остальными методами не находят своего подтверждения.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Атлант" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300165724000091).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 марта 2024 г. N 184/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024