рассмотрев жалобу ООО "Электромонтажсервис" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" МО город Новороссийск при проведении администрацией МО город Новороссийск открытого конкурса в электронной форме: "Устройство наружного освещения по адресу: г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Гоголя (по наказу депутата А.С. Зискель)" (извещение N 0118300013324000176) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, положения извещения составлены с нарушением Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.02.2024 г. уполномоченным органом - администрацией МО город Новороссийск размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Устройство наружного освещения по адресу: г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Гоголя (по наказу депутата А.С. Зискель)" (извещение N 0118300013324000176). Заказчик - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" МО город Новороссийск.
Начальная (максимальная) цена контракта - 720 568,42 рублей.
На основании п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе гласит, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик разместил рабочую документацию (приложение N4 к контракту) "Наименование и техническая характеристика" указан Светильник светодиодный Barled BL-LD-3А-3 c перечнем его характеристик, а также наличием сертификата соответствия ТР ТС 014/2011 (Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог), эквивалентный светильник с другим торговым названием невозможно предложить к поставке, так как у светильника освещения не может быть сертификата ТР ТС 014/2011.
Представитель уполномоченного органа с указанным доводом не согласился, из пояснений следует, что извещение о закупке содержит приложение "Описание объекта закупки", а также Рабочую документацию.
N п/п |
Раздел |
Информация |
1 |
Наименование объекта закупки |
Устройство наружного освещения по адресу: Новороссийск, ст. Натухаевская, ул. Кристальная (от ул. Рубиновая до пер. Летний), пер. Летний (но наказу депутата С.В. Панченко на 2024 год) |
7 |
Иная информация, относящаяся к описанию объекта закупки |
Во всех электронных документах и прилоэ/сениях к извещению все товарные знаки читать как "товарный знак или эквивалент" |
В позиции 12 раздела 1 "Монтажные работы" приложения к извещению "ВЕДОМОСТЬ ОБЪЕМОВ РАБОТ N 294" установлено следующее:
12 |
Светильник Barled BL-LD3А-3 56 Вт |
шт |
7 |
ТЦ_101_23_2225216845_25.08.2023_01 |
Рабочая документация содержит "Проект кристальная", где в приложении 5 установлено следующее:
Согласно п.7 "Описания объекта закупки" Заказчик указал, что во всех электронных документах и приложениях к извещению все товарные знаки читать как "товарный знак или эквивалент".
Согласно 4.2.5. Контракта Подрядчик вправе "Поставлять при выполнении работ эквивалентный товар в случае, если проектной и(или) сметной документацией указаны товары, обозначенные товарным знаком с обеспечением достижения необходимых характеристик".
Из извещения об осуществлении закупки, следует, что объектом закупки, в данном случае, является: "Выполнение работ по Устройству наружного освещения". ОКПД2 42.22.22.110 - Работы строительные по прокладке местных линий электропередачи и связи над землей или под землей. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности". Заказчиком в извещении не предусмотрены коды позиции для поставляемого товара. То есть товары, необходимые к поставке, не указаны в извещении о проведении электронного аукциона отдельными наименованиями.
Светильник Barled BL-LD-3A-3 56 Вт или эквивалент не является поставляемым товаром, согласно технического задания.
Таким образом, Заказчиком установлено: "Светильник Barled BL-LD3A-3 56 Вт или эквивалент".
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" в соответствии со ст. 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссия Таможенного союза (далее - Комиссия) принят технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011).
Согласно пункта 10 Приложения 2 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), светильники для стационарного электрического освещения подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог".
Данный сертификат имеется у следующих производителей:
1. ООО "BARLED", товарный знак BARLED, www.baiied.ru;
2. ООО "BARLED", товарный знак BARLED, www.baiied.ru;
3. ООО "Энерго-Арсенал", светильники торговой марки - LED и SLED, https://itl-light.ru/catalog/product-31 .html;
4. ООО "Клейтон", торговая марка-ЛЕДТАЙМ, https://kleyton.ru/documents.
Таким образом, довод Заявителя о том, что у светильника освещения не может быть сертификата ТР ТС 014/2011 не находит своего подтверждения.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной систем любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки
Заявитель в жалобе указывает, что в адрес Заказчика был направлен запрос на разъяснения положений извещения, в котором просил указать двух производителей светильников, которые подойдут Заказчику, однако, Заказчиком не дан ответ.
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе не даны разъяснения положений извещения в соответствии с запросом на разъяснения.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов, где файл "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (благоустройство).docx" содержит порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:
II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60 |
- |
- |
- |
- |
оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановленим N 2604 (далее - Положение) |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
характеристика квалификации участников закупки N 1 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) |
50 |
оценка заявок осуществляется по формуле
где: - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); |
|
|
характеристика квалификации участников закупки N 2 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
50 |
оценка заявок осуществляется по формуле
где: - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок) |
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
|
1.1 |
Показатель оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" |
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта
характеристика квалификации участников закупки N 1 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров)
характеристика квалификации участников закупки N 2 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
При оценке опыта участника закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов): 1.копии исполненных контрактов (договоров) участников закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Контракты (договоры) должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (за исключением проектной документации, если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству некапитального строения (сооружения), благоустройству территории; по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). 2. акт (акты) приемки выполненной работы, составленные при исполнении указанных договоров и подтверждающих цену выполненных работ. При этом, последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; 3. разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). |
Представитель уполномоченного органа пояснил, что в качестве опыта не принимались договоры на капитальный ремонт.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
На основании п.в) ч.24 ПП 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно п.28 ПП N2604 указано, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (благоустройство).docx" показателем оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Предметом закупки является - "Устройство наружного освещения по адресу: г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Гоголя (по наказу депутата А.С. Зискель)". К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения, благоустройству территории; по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
В соответствии с п. 36) ст. 1 ГрК РФ благоустройство территории- деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 26.09.2017 N 228 "Об утверждении Правил организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск" в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Краснодарского края от 7 июня 2004 года N 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае", а также руководствуясь Уставом муниципального образования город Новороссийск, городской Думой муниципального образования город Новороссийск утверждены Правила организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск (далее - Решение).
Пунктом 2.1 Решения установлено, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
Согласно п.2.3 Решения элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, покрытия, ограждения (заборы), водные устройства, уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование, игровое спортивное и оборудование, элементы освещения, малые архитектурные формы и городская мебель, некапитальные нестационарные сооружения, элементы объектов капитального строительства, средства размещения информации и рекламные конструкции, используемые как составные части благоустройства.
Предметом закупки является - устройство наружного освещения.
Однако, в рамках закупки на выполнения работ по благоустройству Заказчик необоснованно ограничил участников в предоставлении договоров только на выполнение работ по строительству, реконструкции, не указав договоры на проведение капитального ремонта объектов благоустройства, которые также сопоставимы.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения положения ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 8 ст. 32, ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Электромонтажсервис" обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 8 ст. 32, ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" МО город Новороссийск нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 8 ст. 32, ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" МО город Новороссийск, уполномоченному органу - администрации МО город Новороссийск (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 марта 2024 г. N 023/06/33-1067/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024