На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ОСФР по Краснодарскому краю (доверенность в материалах дела), в отсутствие представителей ООО "Уч-Сфера", в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении ОСФР по Краснодарскому краю при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению" (извещение N 0218100003223000484) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из Прокуратуры Краснодарского края (вх.8326-М/24 от 05.03.2024 г.) поступило обращение ООО "Уч-Сфера" о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе. Заказчик включил требование в составе закупки, ограничивающее количество участников, а именно: установлено требование к месту оказания услуг: "курорт Пятигорск".
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым с доводами обращения не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ОСФР по Краснодарскому краю проводилась закупка: "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению" (извещение N 0218100003223000484).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 186 486,08 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 7), п. 8), п. 9) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
Заказчиком установлено место поставки товара, срок исполнения контракта, также извещение содержит информацию о сроке поставки товара (выполнения работ, оказания услуг):
Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуг: Кавказские Минеральные воды, курорт Пятигорск. |
Сроки оказания услуг: в течение 2024 года, окончание санаторно-курортного лечения (выезд) не позднее 25 октября 2024 года. |
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В "Техническом задании" указано:
Наименование характеристики |
Санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга: Путевка с лечением для взрослого. |
Услуги по санаторно-курортному лечению выполнены и оказаны равномерно в течение всего периода пребывания по путевке: с надлежащим качеством и в объемах, определенных медико-экономическими стандартами санаторно-курортного лечения, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: от 22.11.2004 N208 "Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (дорсопатии, спондилопатии, болезни мягких тканей, остеопатии и хондропатии)"; от 22.11.2004 N227 "Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (артропатии, инфекционные артропатии, воспалительные артропатии, артрозы, другие поражения суставов)"; в соответствии с приказом Минздрава РФ от 28.09.2020 N1029н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения"; на основании Порядка организации санаторно- курортного лечения, утвержденного приказом Минздрава РФ от 5 мая 2016 N279н; в соответствии с "Рекомендациями по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19", разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
Приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" (далее - Порядок) утвержден порядок организации санаторно-курортного лечения, который устанавливает правила организации и оказания санаторно-курортного лечения взрослому и детскому населению в медицинских организациях (санаторно-курортными организациями) и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинская организация), на территории Российской Федерации.
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Санаторно-курортное лечение осуществляется в санаторно-курортных организациях (в санаториях и других организациях) всех форм собственности, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Санаторно-курортное лечение осуществляется при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации (Приказ МЗ РФ от 28.09.2020 N 1029н), которые определяются лечащим врачом по результатам объективного состояния здоровья на основании данных медицинского обследования.
Указанный выше Порядок не содержит определенные профили лечения и место оказания услуг, что свидетельствует о том, что для проведения мероприятий по лечения граждан, направленных в соответствии с Приказом МЗ РФ от 28.09.2020 N 1029н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения", эти условия не имеют существенного значения.
Санаторно-курортное лечение направлено на:
а) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
б) восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
В связи с тем, что предметом государственного контракта является оказание услуг по санаторно-курортному лечению, Заказчиком определяется начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) услуг санаторно-курортных организаций.
В качестве однородных услуг Заказчиком определены:
1) санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Путевка с лечением для взрослого.
В связи с тем, что однородными признаны услуги по санаторно-курортному лечению в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (для взрослых), Заказчиком обосновываются:
1) санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Путевка с лечением для взрослого.
В соответствии с рекомендациями по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, указанными в Приложение N 2 к Методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" Заказчик может выделить и использовать для подготовки обоснования НМЦК контракты с условиями, схожими с потребностями заказчика. Рекомендации содержат примерный и открытый перечень таких условий.
Для Заказчика условием, схожим с потребностями Заказчика являются санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: в зависимости от категории получателя услуг: Путевка с лечением для взрослого.
Заказчиком могут быть также установлены другие условия контракта, являющиеся, по мнению заказчика, существенными и способными оказывать влияние на цену контракта.
Для Заказчика существенным условием, способным оказать влияние на цену является категория получателей услуг - пострадавшие вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: путевка с лечением для взрослого.
Для обоснования НМЦК использованы следующие государственные контракты:
1. Государственный контракт N 79 от 29.04.2022 (1212701883822000083;
2. Государственный контракт N 02320000001220002150001 от 07.10.2022 (1526001988422000270);
3. Государственный контракт N 233 от 10.08.2021 (1143507396921000276).
Согласно информации, размещенной в ЕИС в указанных контрактах в качестве объекта закупки указано: "санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в многопрофильные санатории: Путевка с лечением для взрослого", что полностью соответствует потребности Заказчика и является определяющим для установления цены.
Многопрофильные санатории оказывают услуги, соответствующие разным профилям лечения (болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, опорно-двигательного аппарата, кожи и подкожной клетчатки, заболевания нервной системы, заболевания органов дыхания и др), при этом стоимость койко-дня в зависимости от профиля лечения не меняется, значение имеет только категория получателя услуги - путевка с лечением для взрослого или для сопровождающего лица.
Таким образом, единственным важным условием формирования цены для заказчика является пострадавшие вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: путевка с лечением для взрослого.
Заказчиком местом оказания услуг определено - Кавказские Минеральные воды, курорт Пятигорск.
В состав курорта Пятигорск входит 8 населенных пунктов: город Пятигорск, посёлок Горячеводский, пос. Свободы, станица Константиновская, посёлок Нижнеподкумский, посёлок Средний Подкумок, село Золотушка (хутор Казачий), село Привольное.
В закупках, в разное время проводимых Заказчиком, участвовали:
1. Санаторий "Тарханы";
2. Лечебно-профилактический санаторий "Машук";
3. Санаторий "им. М. Ю. Лермонтова".
Заказчик также пояснил, что существуют и другие санатории: Санаторий "Зори Ставрополья", Пансионат "Искра", Санаторий "Родник", Санаторий "Пятигорский Нарзан", Санаторий "Дон", Санаторий "им. С.М. Кирова" и другие.
Техническое задание, являющееся, приложением к извещению, разработано в соответствии со стандартами оказания услуг по санаторно-курортному лечению и не ограничивает Участников закупки.
Заказчик не исключает того, что существуют и другие санаторно-курортные организации, расположенные в пределах города Пятигорск, но которые не принимают участие в закупках, проводимых Заказчиком.
Описание объекта закупки составлено Заказчиком исходя из своей фактической потребности.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
ООО "Уч-Сфера" не подавало запросы на разъяснение положений извещения электронного аукциона и не принимало участие в закупке N 0218100003223000484.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Краснодарскому краю нарушения положений Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 марта 2024 г. N 023/06/99-1117/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024