На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ОСФР по Краснодарскому краю _. (доверенность в материалах дела), в отсутствие представителей ООО "Уч-Сфера", в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении ОСФР по Краснодарскому краю при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению" (извещение N 0218100003223000486) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (вх.7577-М/24 от 28.02.2024 г.) поступило обращение ООО "Уч-Сфера" о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе. Заказчик включил требование в составе закупки, ограничивающее количество участников, а именно: установлено требование к месту оказания услуг: "курорт Геленджик".
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым с доводами обращения не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ОСФР по Краснодарскому краю проводилась закупка: "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению" (извещение N 0218100003223000486).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 742 800,80 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 7), п. 8), п. 9) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
Заказчиком установлено место поставки товара, срок исполнения контракта, также извещение содержит информацию о сроке поставки товара (выполнения работ, оказания услуг):
Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуг: Черноморское побережье Краснодарского края, город курорт Геленджик. |
Сроки оказания услуг: в течение 2024 года, окончание санаторно-курортного лечения (выезд) не позднее 05 ноября 2024 года. |
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В "Техническом задании" указано:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани: Путевка с лечением для взрослого |
Да |
Услуги по санаторно-курортному лечению выполнены и оказаны равномерно в течение всего периода пребывания по путевке: с надлежащим качеством и в объемах, определенных медико-экономическими стандартами санаторно-курортного лечения, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: от 22.11.2004 N208 "Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (дорсопатии, спондилопатии, болезни мягких тканей, остеопатии и хондропатии)"; от 22.11.2004 N227 "Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (артропатии, инфекционные артропатии, воспалительные артропатии, артрозы, другие поражения суставов)"; в соответствии с приказом Минздрава РФ от 28.09.2020 N1029н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения"; на основании Порядка организации санаторно- курортного лечения, утвержденного приказом Минздрава РФ от 5 мая 2016 N279н; в соответствии с "Рекомендациями по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" |
Да |
Приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" (далее - Порядок) утвержден порядок организации санаторно-курортного лечения, который устанавливает правила организации и оказания санаторно-курортного лечения взрослому и детскому населению в медицинских организациях (санаторно-курортными организациями) и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинская организация), на территории Российской Федерации.
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Санаторно-курортное лечение осуществляется в санаторно-курортных организациях (в санаториях и других организациях) всех форм собственности, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Санаторно-курортное лечение осуществляется при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации (Приказ МЗ РФ от 28.09.2020 N 1029н), которые определяются лечащим врачом по результатам объективного состояния здоровья на основании данных медицинского обследования.
Указанный выше Порядок не содержит определенные профили лечения и место оказания услуг, что свидетельствует о том, что для проведения мероприятий по лечения граждан, направленных в соответствии с Приказом МЗ РФ от 28.09.2020 N 1029н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения", эти условия не имеют существенного значения.
Санаторно-курортное лечение направлено на:
а) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
б) восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
В связи с тем, что предметом государственного контракта является оказание услуг по санаторно-курортному лечению, Заказчиком определяется начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) услуг санаторно-курортных организаций.
В качестве однородных услуг Заказчиком определены:
1) санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Путевка с лечением для взрослого.
В связи с тем, что однородными признаны услуги по санаторно-курортному лечению в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (для взрослых), Заказчиком обосновываются:
1) санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Путевка с лечением для взрослого.
В соответствии с рекомендациями по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, указанными в Приложение N 2 к Методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" Заказчик может выделить и использовать для подготовки обоснования НМЦК контракты с условиями, схожими с потребностями заказчика. Рекомендации содержат примерный и открытый перечень таких условий.
Для Заказчика условием, схожим с потребностями Заказчика являются санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: в зависимости от категории получателя услуг: Путевка с лечением для взрослого.
Заказчиком могут быть также установлены другие условия контракта, являющиеся, по мнению заказчика, существенными и способными оказывать влияние на цену контракта.
Для Заказчика существенным условием, способным оказать влияние на цену является категория получателей услуг - пострадавшие вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: путевка с лечением для взрослого.
Для обоснования НМЦК использованы следующие государственные контракты:
1. Государственный контракт N 79 от 29.04.2022 (1212701883822000083;
2. Государственный контракт N 02320000001220002150001 от 07.10.2022 (1526001988422000270);
3. Государственный контракт N 233 от 10.08.2021 (1143507396921000276).
Согласно информации, размещенной в ЕИС в указанных контрактах в качестве объекта закупки указано: "санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) для лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в многопрофильные санатории: Путевка с лечением для взрослого", что полностью соответствует потребности Заказчика и является определяющим для установления цены.
Многопрофильные санатории оказывают услуги, соответствующие разным профилям лечения (болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, опорно-двигательного аппарата, кожи и подкожной клетчатки, заболевания нервной системы, заболевания органов дыхания и др), при этом стоимость койко-дня в зависимости от профиля лечения не меняется, значение имеет только категория получателя услуги - путевка с лечением для взрослого или для сопровождающего лица.
Таким образом, единственным важным условием формирования цены для заказчика является пострадавшие вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: путевка с лечением для взрослого.
В закупке N 0218100003223000486 Заказчиком местом оказания услуг определено - Черноморское побережье Краснодарского края, город-курорт Геленджик.
В состав города-курорта Геленджик входит 21 населенный пункт - г.Геленджик, село Архипо-Осиповка, село Текос, село Тешебс, село Кабардинка, хутор Афонка, село Виноградное, село Марьина Роща, село Дивноморское, село Адербиевка, село Возрождение, хутор Джанхот, село Прасковеевка, поселок Светлый, хутор Широкая Щель, село Пшада, село Береговое, хутор Бетта, село Криница, село Михайловский Перевал, хутор Широкая Пшадская Щель.
Ранее проводимых закупках Заказчиком, в разное время участвовали:
1) Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Русь",
2) Закрытое акционерное общество Лечебно-оздоровительный комплекс "Солнечная",
3) Закрытое акционерное общество "санаторий "Жемчужина моря",
4) Негосударственное лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий "Солнечный берег" Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых",
5) Открытое акционерное общество Санаторий "Голубая даль",
6) ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России Санаторно-курортного комплекса "Вулан"-научно-клинического филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации,
7) Акционерное общество "Санаторий "Красная Талка".
Вышеуказанные санатории находятся в границах города-курорта Геленджик.
Техническое задание, являющееся, приложением к извещению, разработано в соответствии со стандартами оказания услуг по санаторно-курортному лечению и не ограничивает Участников закупки.
Заказчик не исключает того, что существуют и другие санаторно-курортные организации, расположенные в пределах города Пятигорск, но которые не принимают участие в закупках, проводимых Заказчиком.
Описание объекта закупки составлено Заказчиком исходя из своей фактической потребности.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
ООО "Уч-Сфера" не подавало запросы на разъяснение положений извещения электронного аукциона и не принимало участие в закупке N 0218100003223000486.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Краснодарскому краю нарушения положений Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 марта 2024 г. N 023/06/99-1116/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024