Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Медицинские изделия" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N13 г. Краснодар" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (Наборы гинекологические, зонд)" (извещение N 0318300036024000029) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями, а именно: Заказчиком указаны характеристики закупаемого товара под единственного производителя "Медицинское предприятие Симург", Республика Беларусь, что ограничивает круг потенциальных участников закупки.
На заседании Комиссии объявлен перерыв до 17 ч. 00 мин. 12.03.2024 г. с целью получения дополнительной информации и документов.
После перерыва представители Заказчика и Заявителя - присутствовали. Состав Комиссии тот же.
Представителями Заказчика представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласны. "Описание объекта закупки" составлено в соответствии ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "ГП N13 г. Краснодар" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (Наборы гинекологические, зонд)" (извещение N 0318300036024000029).
Начальная (максимальная) цена контракта - 255 000,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику требуется к поставке:
N п/п |
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции КТРУ или ОКПД2 |
Характеристики товара, работы, услуги |
|||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Набор для акушерских/гинекологических операций, не содержащий лекарственные средства, одноразового использования |
32.50.50.190/32.50.50.190-00000536 |
"Набор различных стерильных хирургических инструментов, повязок/простыней и других материалов, предназначенных для использования во время проведения акушерских/гинекологических хирургических операций. Набор может называться процедурным и, как правило, состоит из изделий, которые сами по себе не предназначены специально для какой-либо конкретной акушерской/гинекологической хирургической операции, но часто поставляются вместе для использования в конкретном виде акушерской/гинекологической процедуры; набор не содержит лекарственные средства. Это изделие для одноразового использования." |
соответствие |
- |
вкладка "Общая информация" КТРУ 32.50.50.190-00000536 |
Вкладыш-направление в комплекте |
|
Штука |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Зеркало по Куско в комплекте |
|
Штука |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Латексные перчатки опудренные в комплекте |
|
Пара(2 шт) |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Зонд цитощетка в комплекте |
|
Штука |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Подкладная салфетка в комплекте |
|
Штука |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Упаковка набора единая блистерная в виде лотка, принадлежности уложены в порядке необходимом для проведения процедуры |
наличие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Зеркало по Куско размер М |
наличие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Материал зеркала по Куско - прозрачный пластик повышенной прочности |
наличие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Фиксатор зеркала - поворотный, типа "гребенка" |
наличие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Количество зубцов на фиксаторе зеркала |
|
Штука |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Длина рукоятки нижней створки от оси вращения створок до конца рукоятки зеркала |
|
Миллиметр |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Рабочие створки зеркала анатомической формы |
наличие |
|
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Длина створок зеркала в сомкнутом виде |
|
Миллиметр |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Ширина створок зеркала |
|
Миллиметр |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Диаметр смотрового окна зеркала в наибольшем измерении |
|
Сантиметр |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Максимальное раскрытие створок зеркала |
|
Миллиметр |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
При закрытом зеркале расстояние между створками у основания |
|
Миллиметр |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Кромки створок зеркала закругленные |
наличие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Длина подкладной салфетки |
|
Сантиметр |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Ширина подкладной салфетки |
|
Сантиметр |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Материал подкладной салфетки |
спанбонд |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Поверхностная плотность подкладной салфетки в пределах |
наличие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Рабочая часть зонда цитощетки - ёршик цилиндрической формы со спиральным расположением ворсин |
наличие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
На конце зонда цитощетки имеется полимерная капля исключающая риск травматизации слизистой при проведении исследования. |
наличие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Диаметр рабочей части зонда цитощетки |
|
Миллиметр |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Длина рабочей части зонда цитощетки |
|
Сантиметр |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
3 |
Медицинский инструмент для сбора образцов клеток и вирусов |
32.50.50.190 |
Инструмент для отбора микробиологическийх проб |
Соответствие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
Тип А |
Соответствие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Состоит из головки (рабочая часть) и ручки |
Соответствие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Материал головки (рабочей части) |
Соответствие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Инструмент с системой вращения |
наличие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Общая длина инструмента |
|
Миллиметр |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Диаметр наконечника |
|
Миллиметр |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Наконечник покрыт перпендикулярно нанесенными волокнами в форме сверла Это покрытие создает тонкий абсорбирующий слой, который обеспечивает быстрое поглощение образца и элюирование более 90% образца |
Соответствие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Мягкая щеткообразная текстура инструмента не имеет внутреннего сердечника |
Соответствие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Имеет специально разработанный пластиковый вал |
Соответствие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Вал тампона- (акрилонитрилбутадиенстирол) |
Соответствие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Вал снабжен точкой разрыв |
соответствие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Стерилизация - радиационная |
Соответствие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Одноразового применения |
соответствие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
|||
Стерильный |
соответствие |
- |
установлено в соответствии с потребностью Заказчика |
Между тем, в "Описании объекта закупки" Заказчик указал конкретный показатель для наборов гинекологический, в состав которых входят зеркала с такими техническими характеристиками: "Длина рукоятки нижней створки от оси вращения створок до конца рукоятки зеркала 130 и
135", "Количество зубцов на фиксаторе зеркала
6 и
8" также в состав наборов гинекологических входят "предметное стекло, края стекла шлифованные". Подобные наборы может комплектовать единственный производитель - ЗАО "Медицинское предприятие Симург", Республика Беларусь.
Также, в третьей позиции указан медицинский инструмент для сбора образцов клеток и вирусов, с "системой вращения", "наконечником, покрытым перпендикулярно нанесенными волокнами в форме сверла. Это покрытие создает тонкий абсорбирующий слой, который обеспечивает быстрое поглощение образца и элюирование более 90% образца", "имеет специально разработанный пластиковый вал", "вал тампона- (акрилонитрилбутадиенстирол)", подобный инструмент может изготавливать единственный производитель ЗАО "Медицинское предприятие Симург". При этом заказчик не объясняет для чего ему необходим именно этот инструмент. На рынке существуют другие аналоги выполняющие те же функции (сбор образцов клеток и вирусов), которые могут изготавливать и другие производители. Например, зонд типа А2, "эти зонды предназначены для отбора биологического материала при проведении диагностических процедур для клинических, бактериологических или цитологических исследований. Зонд применяется для взятия мазков из цервикального канала и уретры на цитологическое или бактериологическое исследование. Ручка зонда изготовлена из полистирола или полипропилена, рабочая часть зонда имеет ворсовое покрытие из флока. На ручке зонда нанесена насечка, по линии которой отламывается конец с рабочей частью для помещения в отверстие в полой ручке зонда и транспортирования биоматериала."
Заявитель также в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлено ограничение вида стерилизации, а именно требование "радиационной" стерилизации, считаем корректным указывать к способу стерилизации фразу " .. или эквивалент", т.к. этиленоксид является до последнего времени основным химическим соединением для стерилизации медицинских изделий. Он обладает бактерицидным, вирулицидным, фунгицидным, спороцидным действием. Во время стерилизации не повреждает оптические изделия, изделия из полимерных материалов, резины, пластмасс, не вызывает коррозии металлов. Уникальным свойством окиси этилена является его высокая проникающая способность. Она обеспечивает надежную инактивацию микроорганизмов. Эффективность газовой стерилизации подтверждается многолетними клиническими данными. Газовый метод стерилизации этиленоксидом высоконадежен, безопасен для больных и персонала.
Заказчик предоставил пояснения, согласно которым, под описание подходят "Наборы гинекологические одноразовые стерильные" РУ N РЗН 2016/3813 от 17.03.2016 г. ООО "МЕДИКОМ" Россия; ООО "Полимерные изделия" РУ N ФСР 2010/07047 от 04 октября 2021 г.; ФСЗ 2012/12751 от 08.02.2022 г. "Наборы гинекологические "Юнона" ЗАО "Медицинское предприятие Симург", Р. Беларусь; ФСР 2008/02915 от 24.06.2018 г. "Набор изделий гинекологических для забора отделяемого шейки матки и влагалища одноразовый стерильный "Фемина" по ТУ 9437-003-18078209-2002 ЗАО "ДиаКлон", Россия.
Вместе с тем, доказательства соответствия с указаниям на пункт инструкции, в материалы дела, не представлены.
Заявителем на ВКС на обозрение Заказчику и Комиссии представлены образцы и фото, в частности набора "Юнона" зеркало, которое не имеет удлиненной рукоятки.
Таким образом, указанные выше требования искусственно ограничивают конкуренцию, препятствуя возможности поставки оборудования других производителей.
Согласно ч.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Таким образом, Заказчик при составлении "Описание объекта закупки" установил характеристики закупаемого товара, подходящие под одного производителя, что приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
В заявке Победителя предложены к поставке товары:
N п/п |
Наименование Медицинского изделия (в соответствии с регистрационным удостоверением) |
Дата регистрации Медицинского изделия и его регистрационный номер |
Код позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (при наличии) |
Страна происхождения Товара и данные документа, подтверждающего страну происхождения Товара |
Ед. измерения |
Цена за ед., руб. (без НДС) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Наборы гинекологические "Юнона" (ТУ РБ 300046934.010-2002): Набор гинекологический "Юнона" NN 4M . Республика Беларусь. Товарный знак: Юнона |
ФСЗ 2012/12751 от 08.02.2022 г. |
32.50.50.190-00000536 |
Республика Беларусь |
штука |
91,05 |
2. |
Зонды "Юнона" по ТУ BY 300046934.013-2008: Зонд "Юнона": цитощетка. Республика Беларусь, Российская Федерация. Товарный знак: Юнона. |
ФСЗ 2009/04877 от 08.12.2020 г. |
32.50.50.190 |
Республика Беларусь, Российская Федерация |
штука |
8,51 |
3. |
Зонд универсальный флокированный в составе: 1. Зонд универсальный флокированный. Республика Беларусь. Товарный знак: СИМУРГ SIMURG. |
РЗН 2022/16315 от 17.01.2022 г. |
32.50.50.190 |
Республика Беларусь |
штука |
6,49 |
4. |
Наборы гинекологические "Юнона" (ТУ РБ 300046934.010-2002): Набор гинекологический "Юнона" NN 9-М+. Республика Беларусь. Товарный знак: Юнона. |
ФСЗ 2012/12751 от 08.02.2022 г. |
32.50.50.190-00000536 |
Республика Беларусь |
штука |
215,95 |
5. |
Наборы гинекологические "Юнона" (ТУ РБ 300046934.010-2002): Набор гинекологический "Юнона" NN 8-М+. Республика Беларусь. Товарный знак Юнона. |
ФСЗ 2012/12751 от 08.02.2022 г. |
32.50.50.190-00000536 |
Республика Беларусь |
штука |
195,19 |
Согласно предложенному Победителю товара, в наборе "Юнона" (поз.1,2,4,5) отсутствует удлиненная рукоятка.
Кроме того, Заказчиком не представлено документов и сведений, подтверждающих уникальность медицинского изделия, что также не указано в извещении о проведении Аукциона, а также отсутствует надлежащее обоснование невозможности поставки медицинского изделия иных производителей.
Доказательства, свидетельствующие о наличии товара с указанными характеристиками нескольких производителей, Заказчиком не представлены.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медицинские изделия" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "ГП N13 г. Краснодар" МЗ КК нарушение ч.2 ст.8, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "ГП N13 г. Краснодар" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 марта 2024 г. N 201/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2024