рассмотрев жалобу ИП Олейникова А.С. (далее - Заявитель) на действия Туапсинского городского поселения Туапсинского района при проведении администрацией МО Туапсинский район открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция участка сетей водоотведения в районе ул. Набережная, 15, 17, 25 в г. Туапсе" (извещение N 0118300003224000033) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует установленные критерии оценки заявок.
Заказчиком представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.02.2024 г. уполномоченным органом - администрацией МО Туапсинский район размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция участка сетей водоотведения в районе ул. Набережная, 15, 17, 25 в г. Туапсе" (извещение N 0118300003224000033). Заказчик - администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 721 600,00 рублей.
В соответствии с п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения определено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Пункт 8 Положения гласит, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки (п. 22 Положения).
Согласно п. 23 Положения, если в случае, указанном в п. 22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Извещение содержит перечень прикрепленных документов, где файл "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.docx" содержит порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:
II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60 |
- |
- |
- |
- |
оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановленим N 2604 (далее - Положение) |
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
40 |
качественные характеристики объекта закупки |
100 |
характеристика N 1 (Предложение о качестве работ) |
100 |
100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов |
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа.
NN N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
|
1.1 |
Показатель оценки "качественные характеристики объекта закупки" |
|
1.1.1 |
Детализирующий показатели оценки: характеристика N 1 (Предложение о качестве работ) |
Под Предложением о качестве работ для целей предмета оценки понимается изготовление участником конкурса в составе заявки эскизов, визуализации, описания будущего Объекта в формате графических и текстовых документов в соответствии с требованиями, которые изложены в конкурсной документации, в т.ч. в Задании на проектирование. При оценке качественной характеристики объекта закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов): 1. Пояснительная записка в составе: - описание концепции; - основные проектные решения с привязкой к технико-экономическим показателям проекта; - оценка градостроительных режимов, в том числе сведений генерального плана, правил землепользования и застройки, публичной кадастровой карты; - предварительный расчет нагрузок на инженерные сети исходя из сопоставимых объектов аналогов. 2. Графические материалы в составе: - фотоматериалы прилегающей территории не менее 10 фотографий; - ситуационный план, с размещением на земельном участке проектируемых объектов; - планы, разрезы, за исключением повторяющихся. |
1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 60%
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 40%
Критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" содержит показатель оценки "качественные характеристики объекта закупки - 100%", который содержит детализирующий показатель оценки: "характеристика N 1 (Предложение о качестве работ)".
Положением о применении детализирующего показателя оценки предусмотрено:
Под Предложением о качестве работ для целей предмета оценки понимается изготовление участником конкурса в составе заявки эскизов, визуализации, описания будущего Объекта в формате графических и текстовых документов в соответствии с требованиями, которые изложены в конкурсной документации, в т.ч. в Задании на проектирование.
При оценке качественной характеристики объекта закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов):
1. Пояснительная записка в составе:
- описание концепции;
- основные проектные решения с привязкой к технико-экономическим показателям проекта;
- оценка градостроительных режимов, в том числе сведений генерального плана, правил землепользования и застройки, публичной кадастровой карты;
- предварительный расчет нагрузок на инженерные сети исходя из сопоставимых объектов аналогов.
2. Графические материалы в составе:
- фотоматериалы прилегающей территории не менее 10 фотографий;
- ситуационный план, с размещением на земельном участке проектируемых объектов;
- планы, разрезы, за исключением повторяющихся.
Шкала оценки установлена таким образом, что в случае предоставления всех сведений, поименованных в пункте 1.1.1 Раздела III участник получает 100 баллов, при их отсутствии - 0 баллов, то есть промежуточной оценки, а также формулы ее исчисления (по частично предоставленным документам к заявке) по данному критерию документацией не предусмотрено, в том числе в связи с тем, что формула не подразумевает промежуточные оценочные суждения (то есть или представлено- 100, или не представлено- 0).
Территория объекта, для которого в последствие по муниципальному контракту необходимо выполнить проектно-изыскательские работы не является закрытой, находится в свободном доступе и подготовить документы, в том числе фотоматериалы, может любой участник закупки, в том числе воспользоваться данными, находящимися в свободном доступе в сети Интернет, например, Яндекс.карт:
В данном случае, ситуационный план - эскизное изображение размещения (посадка) объекта на земельном участке с соответствующим кадастровым номером, с учетом фотоматериалов, подготовленных применительно к участнику. Изготовление данного эскиза так же не подразумевает использование графических материалов и сведений физически недоступных участнику закупки.
Довод Заявителя о том, что критерий установлен необоснованно и ограничивает право участников закупки на участие в торгах не находит своего подтверждения на основании следующего: Заявитель в своих доводах ссылается на Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N1085, которое признано утратившим силу с 01 января 2022 г.; отсутствие в составе заявки предложения в отношении критерия оценки согласно подпункту "г" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе не является основанием для отклонения заявки, равно как и не создает непреодолимых препятствий для участия в закупке.
Требование о наличии в составе предложения участников документов служит для более точного и полного формирования предоставления участником закупки об объеме и характеристике выполненных работ и в конечном счёте для формирования ценового предложения, а также об уровне квалификации участников закупки.
Заказчик не требует предоставления в составе заявки готовых проектных решений, разделов проектной документации согласно постановлению Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требовании к их содержанию".
Приведенное в документации описание показателя оценки "качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является достаточно подробным и детализированным, что позволяет участникам закупки в полном объеме подготовить свои предложения по данному показателю.
Данная позиция подтверждается судебной практикой: Решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу от 03.08.2022 N А32-24156/2022, Постановление 15 Арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022 N 15АП-18531/2022.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Олейникова А.С. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300003224000033).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 марта 2024 г. N 212/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2024