Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее также - Астраханского УФАС России, Управление),
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области "Астраханский технологический техникум" Лазаревой Аллы Владимировны (доверенность N0208 от 12.03.2024 года) и Петрухина Николая Александровича (доверенность N0209 от 12.03.2024), в присутствии Индивидуального предпринимателя Ковалева Александра Александровича и представителя Индивидуального предпринимателя Ковалева Александра Александровича - Спиридоновой Екатерины Витальевны (доверенность Nб/н от 06.02.2024 года), рассмотрев заявление государственного заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области "Астраханский технологический техникум" (414000, г. Астрахань, ул. Кирова/Красная Набережная, д. 2/20; ИНН: 3015010568) о внесении информации об Индивидуальном предпринимателе Ковалеве Александре Александровиче (414041, г. Астрахань, ул. Ангарская, 6; ИНН 301707602708) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 05.03.2024 года поступило заявление Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области "Астраханский технологический техникум" (далее - ГБПОУ АО "Астраханский технологический техникум", Заказчик) о включении информации об Индивидуальном предпринимателе Ковалеве Александре Александровиче (далее также - Подрядчик, Предприниматель, ИП Ковалев А.А.) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту, промывке и опрессовке системы отопления здания учебного корпуса и общежития ГБПОУ АО "Астраханский технологический техникум" (ИКЗ 232301501056830150100100190014322244) (номер извещения 0325200019023000003) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 12.03.2024 года в 10 часов 00 минут местного времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Представители Заказчика приняли участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представители Подрядчика приняли личное участие в рассмотрении заявления.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
07.07.2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по ремонту, промывке и опрессовке системы отопления здания учебного корпуса и общежития ГБПОУ АО "Астраханский технологический техникум" (ИКЗ 232301501056830150100100190014322244) (номер извещения 0325200019023000003) (далее - запрос котировок).
09.10.2023 года между Заказчиком и Подрядчиком был заключен Контракт, по условиям которого Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту, промывке и опрессовке системы отопления здания учебного корпуса и общежития Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области "Астраханский технологический техникум" (далее - работы) в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), Локальным сметным расчетом (Приложение N2 к Контракту) и действующими нормами, сдать их Заказчику в оговоренные в настоящем Контракте сроки, а Заказчик обязуется принять результат и оплатить работы в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В силу пункта 2.1 Контракта цена Контракта составляет 579 963,80 рубля, НДС не облагается.
Пунктом 1.3 Контракта установлено, что место выполнения работ: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Герцена, 23-25 / пер. Шевченко, 10.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта срок выполнения работ - в течение 25 рабочих дней с даты заключения Контракта.
Согласно пункту 4.1.1 Контракта Подрядчик обязан организовать и выполнить своими силами и средствами все подрядные работы в объеме, в сроки и на условиях, определенных Контрактом и Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту).
В силу пункта 4.1.7 Контракта Подрядчик обязан своевременно устранить все дефекты в Работах, выявленные в процессе выполнения работ и их приемки, а также обнаруженные в период гарантийной эксплуатации, при условии соблюдения Заказчиком правил эксплуатации объекта, за исключением дефектов, причиненных работам третьими лицами.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика, надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также своевременного устранения выявленных недостатков.
Пунктом 5.2.4 Контракта установлено, что Заказчик праве не принимать выполненные работы в случае, если они выполнены с отклонением от Технического задания, которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта, от действующих норм и технических условий, без паспортов и сертификатов на монтируемое оборудование и применяемые материалы.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта N0150 от 20.02.2024 года (далее - Решение) Заказчик решил расторгнуть Контракт в связи с неисполнением Предпринимателем своих обязанностей.
Как следует из Решения, ИП Ковалевым А.А., в установленный Контрактом срок (25 рабочих дней с даты заключения Контракта), работы по Контракту в полном объеме не произведены.
В ЕИС документ об электронной приемке Подрядчиком был представлен 20.12.2023 года.
В направленном в адрес Заказчика документе были прикреплены: счет на оплату, акт о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), без сопроводительного письма и документации, установленной пунктами 5.6, 5.7 Технического задания, которое является неотъемлемой частью Контракта.
Кроме того, согласно Решению Подрядчиком был нанесен ущерб имуществу Заказчика при исполнении обязательств, предусмотренных Контрактом.
По результатам проведения технической экспертизы 26.01.2024 года в адрес Подрядчика было направлено уведомление в ЕИС, в котором прилагалось техническое заключение с подробным описанием нарушений, допущенных при исполнении Контракта.
В соответствии с разделом 4 Заключения работы не могут быть приняты Заказчиком до устранения выявленных нарушений.
Как пояснил Заказчик, Подрядчику был установлен срок для устранения нарушения - 14 рабочих дней с момента поступления в его адрес Заключения.
Сторонами было оговорено следующее: Подрядчик может начать выполнение работ по устранению нарушений только после предоставления в адрес Заказчика схемы установки арматуры, трубопроводов, подключения отопительных приборов с учетом замечаний экспертной организации.
Предоставленная схема была составлена с ошибками. Однако, схема ИП Ковалевым А.А. не была исправлена, а срок устранения нарушений, по мнению Заказчика, подошел к концу.
Таким образом, по состоянию на 19.01.2024 года работы по Контракту Заказчиком не приняты, поскольку нарушения требований Контракта Подрядчиком не устранены.
Согласно пояснениям ИП Ковалева А.А. фактически Контракт Подрядчиком исполнен. Ремонт, промывка и опрессовка системы отопления здания учебного корпуса и общежития Предпринимателем осуществлена, при этом задержка срока выполнения работ произошла по причине необходимости закупать дополнительные материалы.
При этом, Подрядчик пытался устранить нарушения, на которые ссылается Заказчик.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 13.2 Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, а также стороны вправе в одностороннем порядке по письменному заявлению отказаться от его исполнения по основаниям, предусмотренным Контрактом и законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04. 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик 20.02.2024 года принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение было сформировано Заказчиком, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в Единой информационной системе 21.02.2024 года.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Подрядчика о Решении является 21.02.2024 года, Решение вступило в силу 05.03.2024 года.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ИП Ковалевым А.А. обязательств по контракту на выполнение работ по ремонту, промывке и опрессовке системы отопления здания учебного корпуса и общежития ГБПОУ АО "Астраханский технологический техникум" (ИКЗ 232301501056830150100100190014322244) (номер извещения 0325200019023000003).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ИП Ковалева А.А. свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Подрядчика умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ИП Ковалевым А.А. умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту, промывке и опрессовке системы отопления здания учебного корпуса и общежития ГБПОУ АО "Астраханский технологический техникум" (ИКЗ 232301501056830150100100190014322244) (номер извещения 0325200019023000003), недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Ковалеве А.А., Заказчиком не представлено.
Кроме того, согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Следовательно, законодательство о контрактной системе предоставляет поставщику (подрядчику, исполнителю) возможность устранить нарушение условий контракта и определяет юридические последствия такого устранения в виде отмены заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, исходя из смысла указанной правовой нормы, заказчику надлежит обеспечить реализацию такой возможности и не совершать действий (бездействия), препятствующих устранению поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нарушения условий контракта.
В рассматриваемом случае Заказчик не предоставил Подрядчику возможностей для устранения нарушений Контракта после принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, что подтверждается рапортом УУП ОП N3 УМВД России по городу Астрахани лейтенанта полиции Казикеновой К.А., а также признанием данного обстоятельства представителями Заказчика в ходе рассмотрения заявления.
Согласно абзацу 2 подпункта "а" пункта 15 Правил N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ИП Ковалеве А.А. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления ГБПОУ АО "Астраханский технологический техникум" о внесении сведений об ИП Ковалеве А.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения ГБПОУ АО "Астраханский технологический техникум" требований Закона о контрактной системе при расторжении контракта на выполнение работ по ремонту, промывке и опрессовке системы отопления здания учебного корпуса и общежития ГБПОУ АО "Астраханский технологический техникум" (ИКЗ 232301501056830150100100190014322244) и направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об ИП Ковалеве А.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М. Балтыкова
Члены комиссии И.В. Русскина
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 марта 2024 г. N 030/10/104-240/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2024