Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ИП Солянникова Наталья Сергеевна на действия Заказчика - Департамент региональной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа, при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку комплекса для профилактики и коррекции психоэмоционального состояния, начальная (максимальная) цена контракта - 1 189 999,98 рублей (извещение N 0190200000324001847) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 20.02.2024 12:18 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 29.02.2024 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 29.02.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 04.03.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. Заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, в части неисполнения требований правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Объектом закупки является товар, отнесенный ОКПД2 к коду 26.60.12.121 "Приборы для измерения биоэлектрических потенциалов", являющегося дочерним коду ОКПД2 26.60.1 "Оборудование и приборы для облучения, реабилитации, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях".
Однако, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержит позицию 32.50.50.190-00000234 "Система биологической обратной связи" (дата включения позиции в каталог 16.03.2019).
Заказчик обязан во исполнение вышеуказанных требований при проведении обжалуемой закупки применить информацию, включенную в позицию каталога 32.50.50.190-00000234 "Система биологической обратной связи".
2. Заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в части незаконного установления в извещении ограничения допуска товаров для целей осуществления закупок, предусмотренного Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019. Установленное ограничение допуска во исполнение постановления Правительства РФ N 878 необоснованно и противоречит требованию действующего законодательства.
3. Заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в части неприменения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236;
В документацию обжалуемой закупки Заказчиком включено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Однако, в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных содержится реестровая запись N15652 от 25.11.2022 "Программное обеспечение "Нейрокурс" (правообладатель ООО "НПФ "Амалтея"). Класс программного обеспечения по классификатору, утвержденному приказом от 22.09.2020 N 486 "05.01 Мультимедийное программное обеспечение".
Кроме того, обоснование неприменения запрета, содержащееся в извещении, в разрез требованию постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, содержит требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам не программного обеспечения, а "Прибора для измерения биоэлектрических потенциалов", монитора, блока питания и пр., содержащих характеристики, несоотносимые к программному обеспечению
4. Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, которые в разрез части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, изменяют суть извещения об осуществлении закупки. Заказчиком дано разъяснение: "В описание объекта сказано, что закупается комплекс для профилактики и коррекции психоэмоционального состояния. Данный комплекс не сможет использоваться для лечения исходя из требований, указанных в извещении. По этой причине заказчик выбрал код ОКПД 2 26.60.12.121 Приборы для измерения биоэлектрических потенциалов."
Однако, закупаемый товар является медицинским изделием, а описание объекта закупки содержит требования к его медицинскому назначению, допускающее профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию заболеваний, мониторинг состояния организма человека и пр. Кроме того, согласно описанию объекта закупки, закупаемый товар должен быть предназначен для "профилактики психосоматической патологии", требование, предусматривающее его медицинское применение, в т.ч. лечение.
Код ОКПД2 26.60.12.121, выбранный Заказчиком, является дочерним коду товара ОКПД2 26.60.1 "Оборудование и приборы для облучения, реабилитации, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях", являющегося медицинским изделием, предназначенного в том числе и для лечения.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
1. В описание объекта сказано, что закупается комплекс для профилактики и коррекции психоэмоционального состояния. Данный комплекс не сможет использоваться для лечения исходя из требований, указанных в извещении.
Комплекс будет использоваться психологом в уголовно исполнительной инспекции. В игровой форме психолог будет тестировать испытуемого, диагностировать тревожные состояния, актуальное психоэмоциональное состояние, снятие тревожных состояний, развитие саморегуляции осужденных, обеспечение навыкам контроля эмоционального состояния, коррекция девиантного и делинквентного поведения, эффективное решение проблем семейных отношений. Что в дальнейшем приведет к снижению риска совершения преступлений, снижение правовой безграмотности, предупреждение правонарушений и преступлений среди осужденных без лишения свободы. Так же данная комплекс будет использоваться в работе с сотрудниками уголовно-исполнительной системы позволит продиагностировать и профилактировать синдром эмоционального выгорания и профессиональную деформацию сотрудников уголовно исполнительной системы.
По этой причине заказчик выбрал код ОКПД2 26.60.12.121 Приборы для измерения биоэлектрических потенциалов.
2. Закупаемые в рамках данного электронного аукциона товары являются радиоэлектронной продукцией, к которым применяются ограничения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
3. В едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения, о программном обеспечении которое сможет работать в комплексе с закупаемым товаром. В связи с чем Заказчиком включено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок.
Что же касается программного обеспечения под реестровой записью N15652 Заказчику она не подходит по причине требований, которые установил разработчик этого программного обеспечения, а именно:
- разработчик программного обеспечения в описательной части утверждает, что его продукт будет работать на компьютерном полиграфическом индикаторе "УСО-01", но у заказчика нет такого оборудования;
- разработчик в инструкции по установки программного обеспечения указал, что разрешение монитора нужно установить, как можно меньше "800х600" в противном случае программа будет "тормозить", при таких разрешениях у монитора должно быть соотношение сторон 4х3. Но в требованиях к товару Заказчик указал соотношение сторон 16х9.
4. Заказчиком по всем вопросам были даны разъяснения.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать среди прочего информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
По смыслу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878) предусмотрены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановление Правительства РФ N 878 утвержден Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень радиоэлектронной продукции).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него).
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N145 от 08.02.2017 (далее - Правила использования КТРУ).
При формировании объекта закупки заказчик, руководствуясь требованиями пункта 4 Правил использования КТРУ использует размещенную в ЕИС в сфере закупок позицию каталога, в связи с чем обязан указать наименование товара, работы, услуги, единицу их измерения и описание товара, работы, услуги (характеристики и их значения, при наличии) в соответствии с такой позицией каталога.
Согласно п. 7 Правил случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки объектом закупки является поставка комплекса для профилактики и коррекции психоэмоционального состояния.
1. Согласно доводам жалобы (1,3,4) Комиссия отмечает, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 26.60.12.121 Приборы для измерения биоэлектрических потенциалов.
По мнению Комиссии, довод заявителя о том, что заказчик обязан при проведении обжалуемой закупки применить информацию, включенную в позицию каталога 32.50.50.190-00000234 "Система биологической обратной связи", не имеет достаточных оснований, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода по ОКПД2 и КТРУ.
Заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2 или код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определен код ОКПД2 - 26.60.12.121, по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения.
Установив требования к объекту закупки Заказчик обозначил характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, что не противоречит Закону о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчик разместил обоснование неприменения запрета, установленного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Комиссия отмечает, что Постановление N 1236 не применяется при наличии письменно оформленного обоснования в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением N 1236.
При размещении обоснования Заказчик руководствовался Порядком подготовки обоснования. Из пояснений Заказчика следует, что программное обеспечения под реестровой записью N15652 Заказчику не подходит по причине требований, которые установил разработчик этого программного обеспечения.
Заказчиком в ЕИС были размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки. Из разъяснений следует, что закупается комплекс для профилактики и коррекции психоэмоционального состояния. На заседании Комиссии представитель Заказчика подтвердил, что данный комплекс не будет использоваться для лечения исходя из требований, указанных в извещении. Комплекс поставляется не для медицинского учреждения и будет использоваться для психологических целей.
По этой причине заказчик выбрал код ОКПД 2 26.60.12.121 Приборы для измерения биоэлектрических потенциалов.
Комиссией установлено, что Заказчиком по рассмотренным вопросам даны разъяснения, не изменяющие суть извещения об осуществлении закупки. Из пояснений Заказчика следует, что закупка сформирована под конкретные потребности Заказчика.
На основании вышеизложенного, указанные доводы жалобы являются необоснованными.
2. Согласно второму доводу жалобы в Извещении об осуществлении закупки неправомерно предусмотрено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Комиссия отмечает, что код ОКПД 2: 26.60.12.121 в Перечне радиоэлектронной продукции (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) отсутствует.
Поскольку код ОКПД 2: 26.60.12.121 не включен в Перечень радиоэлектронной продукции, в этой связи, в извещении об осуществлении закупки не должны были быть указаны ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Вышеизложенное указывает на нарушение заказчиком требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившихся в неправомерном установлении ограничений допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, что указывает на признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4. статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы находит свое подтверждение и является обоснованным.
По мнению Комиссии, установленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение со стороны Заказчика не отразились на результатах определения поставщика, в связи с чем предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Солянникова Наталья Сергеевна на действия Заказчика - Департамент региональной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа, при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку комплекса для профилактики и коррекции психоэмоционального состояния, начальная (максимальная) цена контракта - 1 189 999,98 рублей (извещение N 0190200000324001847) обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика, обеспечить уведомление должностного лица, ответственного за подготовку извещения об осуществлении закупки и прилагаемых к извещению документов, о необходимости представить в срок до 22.03.2024 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- заверенную копию извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживания;
- адрес электронной почты (контактная информация для уведомлений);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 25.02.2024 в 16 час. 15 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru, to89-shulika@fas.gov.ru.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 5 марта 2024 г. N 089/06/33-148/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024