Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
При участии в дистанционном режиме ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ИП Чуфаров Сергей Сергеевич на действия Заказчика - ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной психоневрологический диспансер" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку тестов Векслера, начальная (максимальная) цена контракта - 81 000,00 рублей (извещение N 0190200000324002166) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 26.02.2024 18:06 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 05.03.2024 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 05.03.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 07.03.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в составе описания объекта закупки в пункте "Характеристики товара, работы, услуги" указан автор методического руководства "Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев", что не относится к технической характеристике, а в свою очередь ограничивает конкуренцию, так как под редакцией этого автора существует один производитель, что лишает возможности принять участие в аукционе с предложением эквивалента.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению. На заседании Комиссии представитель Заказчика свои доводы поддержал в полном объеме.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка тестов Векслера.
В извещении об осуществлении закупки содержится описание объекта закупки, установлены характеристики поставляемого товара.
Совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке, составлена таким образом, чтобы товар, который будет представлен участниками размещения заказа для поставки в рамках закупки, соответствовал текущим потребностям заказчика и нуждам конечных пользователей товара, в соответствии с которыми и была определена потребность заказчика.
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе включить в Описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в Описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность Заказчика в Описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Из пояснений Заказчика следует, что закупка сформирована под конкретные потребности учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа. Товар не является ограниченным к обращению, имеется в свободном доступе на рынке.
Изучив потребность Комиссией установлено, что Заказчиком произведено описание товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, позволяющие участникам этой закупки определить и сформировать предложение по поставке такого товара.
В рассматриваемом случае Заказчик, являющийся учреждением здравоохранения, сформировал в описании объекта закупки требования к характеристикам товара с учетом своих потребностей, и с учетом специфики назначения и способа применения товара.
Товар может быть предложен Заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, что в рассматриваемом случае подтверждается коммерческими предложениями, представленными потенциальными поставщиками для обоснования начальной максимальной цены контракта.
Комиссия обращает внимание, что объектом закупки является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, любой участник закупки, соответствующий установленным требованиям, может принять участие в процедуре закупки, приобрести и поставить товар необходимый Заказчику.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика, извещением о закупке не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Комиссия отмечает, что отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Также на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, не представил в составе жалобы однозначных доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Кроме того, Заявителем, доказательств нарушения его прав и законных интересов не представлено.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении положений Закона о контрактной системе путем установления в извещении требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Чуфаров Сергей Сергеевич на действия Заказчика - ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной психоневрологический диспансер", при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку тестов Векслера, начальная (максимальная) цена контракта - 81 000,00 рублей (извещение N 0190200000324002166), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 марта 2023 г. N 089/06/33-154/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024