Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России, Комиссия) в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр РСС" (далее - ООО "Деловой центр РСС", заявитель): _. (представитель по доверенности),
от заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)" (далее также ГКУ РС (Я) "РЦ при МЗ РС (Я)", заказчик): ..., ..., ... (представители по доверенностям),
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия, комиссия по осуществлению закупок): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр РСС" на действия (бездействие) заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку товара: Системы непрерывного мониторинга глюкозы в целях социального обеспечения (извещение N 0816500000624001595), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Деловой центр РСС" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Деловой центр РСС" следует, что:
- извещение содержит требования к описанию объекта закупки, которые не позволяют установить потребность заказчика;
- установлено избыточное требование в отношении срока годности товара.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из пояснений представителей заказчика и уполномоченного учреждения следует, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000624001595 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки Электронная торговая площадка "Фабрикант" - 16.02.2024 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 33 303 085,11 рублей;
4. На участие в закупке было подана 1 (одна) заявка признанная соответствующей требованиям извещения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Деловой центр РСС" обоснованной на основании следующего.
1. По доводу жалобы о том, что извещение содержит требования к описанию объекта закупки, которые не позволяют установить потребность заказчика, установлено следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Комиссия Якутского УФАС России проанализировав данную закупку в ЕИС установила, что Заказчиком использована позиция КТРУ 26.60.12.129-00000253 "Комплект изделий чрескожного мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости, электрохимический метод".
Описание объекта закупки установлена следующим образом:
Из сути жалобы следует, описание объекта закупки сформировано таким образом, что к поставке требуется системы непрерывного мониторинга глюкозы с не менее 26 датчиками. Цена за единицу товара определена в размере 6000 рублей за комплект (система непрерывного мониторинга глюкозы), вместе с тем, на рынке Российской Федерации отсутствуют датчики системы непрерывного мониторинга глюкозы с ценой менее 3 (трех тысяч) рублей. При этом, заказчиком могут быть предоставлены преимущественные условия в электронном аукционе участникам закупки если фактическая потребность заказчика заключается в необходимости поставки системы в составе 1 датчика.
Из пояснений заказчика следует, что характеристика КТРУ "Срок, на который рассчитана поставляемая комплектность системы" рассмотрена как срок непрерывной работы системы, вместе с тем, при формировании закупочной документации данная характеристика была интерпретирована как период в течение, которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению.
Из устных пояснений представила заказчика следует, что к поставке требуются датчики системы непрерывного мониторинга глюкозы, а не вся система непрерывного мониторинга глюкозы. Кроме того, что извещением начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 6000 рублей за 1 (одну) единицу товара - Датчика системы непрерывного мониторинга глюкозы.
Кроме того, из представленных документов установлено, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании коммерческого предложения на товар: "Датчик системы непрерывного мониторинга глюкозы", и двух исполненных контрактов на поставку товара: "Датчик системы непрерывного мониторинга глюкозы", из чего Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчику требуется к поставке датчики, а не комплект системы непрерывного мониторинга глюкозы, в который также входит датчик.
Таким образом, заказчиком извещение о проведении закупки сформировано таким образом, что не позволяет установить фактическую потребность заказчика.
Также отмечаем, что в ходе заседания Комиссии Якутского УФАС России установлено, что в КТРУ имеется позиция N 32.50.50.190-00002930 "Электрод игольчатый системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости", который согласно пояснений представителя заказчика соответствует объекту закупки.
Заказчиком объективных причин, которые препятствовали применению позиции КТРУ N 32.50.50.190-00002930 "Электрод игольчатый системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости" не представлено и не разъяснено.
При указанных обстоятельствах Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком при формировании извещения о проведении закупки неправомерно установлено КТРУ на комплект (система непрерывного мониторинга глюкозы) при наличии КТРУ для датчиков.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают часть 2 статьи 33, пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
2. По доводу жалобы о том, что установлено избыточное требование в отношении срока годности товара, установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Согласно пункту 1.5 проекта контракта, следует что "1.5. Остаточный срок на поставляемый Товар должна составлять: не менее 12 (месяцев) на момент поставки Товара, гарантийный срок действует на весь период срока годности Товара."
Из жалобы следует, что характеристике "остаточный срок годности - 12 месяцев" соответствует только товар производителя Эбботт Дайабитиз Кэе Лтд.
Также из жалобы следует, что одновременно с этим, на территории Российской Федерации зарегистрированы еще не менее 3 медицинских изделий различных производителей, однако срок годности указанных изделий составляет 12 и менее месяцев, в частности:
1. Датчик Dr. Brinner RGMS-II (регистрационное удостоверение РЗН 2023/21277) - срок годности составляет 12 месяцев (п. 12.1.руководства по эксплуатации);
2. Датчик глюкозы СТ-202 (регистрационное удостоверение РЗН 2023/21331- срок годности составляет 12 месяцев (п. 25.3.руководства по эксплуатации);
3. Датчик глюкозы Enlite (регистрационное удостоверение РЗН 2013/785 - срок годности составляет 6 месяцев (п. 1.7, руководства по эксплуатации);".
Согласно статье 473 ГК РФ, срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
При этом, остаточный срок годности, требуемый заказчику, это период времени, исчисляемый со дня приемки товара, в течение которого товар пригоден к использованию.
Следовательно, в случае сели остаточный срок годности товара должен составлять не менее 12 месяцев на момент поставки, то подразумевается, что заказчик сможет использовать товар на протяжении 12 месяцев с момента поставки.
При указанных обстоятельствах Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик, устанавливая требования к остаточному сроку годности равному 12 месяцев, которому соответствует товар только одного производителя допустил ограничение конкуренции.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
Жалоба признана обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно сведений Единой информационной системы в сфере закупок протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен 29.02.2024 года, следовательно, в силу части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проект контракта должен быть направлен не позднее 4 марта 2024 года включительно.
Вместе с тем, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что по состоянию на 05.03.2024 года проект контракта победителю закупки не направлен.
Указанные действия заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно сведений Единой информационной системы в сфере закупок следует что заказчиком представлен ответ на запрос разъяснений положений извещения, следующего содержания:
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что ответ на запрос разъяснений содержит исключительно ссылки на нормы закона, при этом, не содержит ответа как такового по существу поставленного вопроса.
При указанных обстоятельствах данные действия заказчика нарушают часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр РСС" на действия (бездействие) заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку товара: Системы непрерывного мониторинга глюкозы в целях социального обеспечения (извещение N 0816500000624001595) обоснованной.
2. Заказчика комиссия заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку товара: Системы непрерывного мониторинга глюкозы в целях социального обеспечения (извещение N 0816500000624001595) признана нарушившей часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 33, пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать заказчика Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку товара: Системы непрерывного мониторинга глюкозы в целях социального обеспечения (извещение N 0816500000624001595) нарушившим часть 5 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 марта 2024 г. N 014/06/49-300/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024