На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ИП Баранникова А.С. (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Банк Дом.РФ" (далее - Банк) при проведении Администрацией муниципального образования города Новороссийск (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки) запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку металлодетекторов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0118300013324000178) (далее соответственно - Запрос котировок, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Банка, Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России обращения, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Банка при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Запроса котировок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя на действия Банка при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса котировок.
Согласно доводу обращения Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Банка, неправомерно не предоставившего Оператору электронной площадки в регламентированный Законом о контрактной системе срок информацию по запросу на блокирование на специальном счете Заявителя денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в Запросе котировок (далее - Запрос), в результате чего заявка Заявителя возвращена Оператором электронной площадки.
На заседание Комиссии Банком представлены письменные пояснения, согласно которым во время направления Запроса на стороне Банка зафиксирован сбой.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при проведении Запроса котировок:
1) Извещение размещено в ЕИС - 21.02.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 540 000 руб.;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок - 29.02.2024;
5) на участие в Запросе котировок подана 1 заявка от участников закупки;
6) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 01.03.2024;
7) конкурентная процедура признана не состоявшейся на основании пункта 1 и пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, поскольку по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке, признанная не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Из довода обращения Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Банка, неправомерно не предоставившего Оператору электронной площадки в регламентированный Законом о контрактной системе срок информацию о результате по Запросу, в результате чего заявка Заявителя возвращена Оператором электронной площадки.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.
Согласно подпункту "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.
Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата.
Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с Извещением размер обеспечения заявки на участие в Запросе котировок составляет 25 400,00 руб., дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок - 29.02.2024 в 09:00 (МСК).
Комиссией установлено, что для обеспечения заявки на участие в Запросе котировок Заявителем открыт специальный счет N 40802810300000076087 (далее - Специальный счет) в Банке.
Также на заседании Комиссии установлено, что Заявителем направлена заявка на участие в Запросе котировок 29.02.2024 в 07:43 (МСК). В свою очередь, Оператором электронной площадки 29.02.2024 в 07:43 (МСК) направлен Запрос.
Вместе с тем информация от Банка в ответ на Запрос в адрес Оператора электронной площадки не поступила, в связи с чем Оператором электронной площадки заявка Заявителя на участие в Запросе котировок возвращена ввиду отсутствия ответа на Запрос от Банка 29.02.2024 в 08:45 (МСК). Данное основание для возврата заявок предполагает получение от Банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке. Таким образом, заявка Заявителя возвращена Оператором электронной площадки ранее срока окончания подачи заявок, что нарушает положения пункта 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Учитывая установленный пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе запрет на возврат заявки по основаниям, не предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают пункт 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Заявителем повторно направлена заявка на участие в Запросе котировок 29.02.2024 в 08:53 (МСК). В свою очередь, Оператор электронной площадки 29.02.2024 в 08:53 (МСК) направил Запрос в Банк. Вместе с тем в регламентированный Законом о контрактной системе срок от Банка ответ на Запрос не поступил, в связи с чем Оператором электронной площадки заявка Заявителя на участие в Запросе котировок возвращена 29.02.2024 в 09:55 (МСК) по окончании срока подачи заявок на участие в Запросе котировок.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в соответствии со сведениями государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС (далее - ГИС НР), ответ от Банка на Запрос получен Оператором 29.02.2024 в 11:12, после срока окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Банка, не предоставившего Оператору электронной площадки в регламентированный Законом о контрактной системе срок информацию о результате по Запросу, нарушают подпункт "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Банка нарушение подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки выдать предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 14.03.2024 по делу N 24/44/99/41 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 марта 2024 г. N 24/44/99/41
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024