На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "СМУ-90" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ТОГКУ "Тамбовавтодор" (далее - Заказчик), Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0164200001923001912) (далее соответственно - Конкурс, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России обращения, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа неправомерно не возобновивших процедуру заключения контракта по результатам проведения Конкурса в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Тамбовской области от 15.12.2023 по делу N А64-6334/2023 (далее - Решение Арбитражного суда Тамбовской области) о признании незаконным решения от 30.06.2023 по делу N 068/10/99-467/2023 (далее - Решение), а также предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 30.06.2023 по делу N 068/10/99-467/2023 (далее - Предписание).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 02.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 721 874 353,66 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Тамбовской области, КБК - 00904091020117010244, 0090409101R153940244, 0090409101R113930244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.06.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;
7) дата размещения в ЕИС извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 07.07.2023.
Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не возобновлена процедура заключения контракта по результатам проведения Конкурса, в связи с вступлением в законную силу Решения Арбитражного суда Тамбовской области о признании незаконным Решения, а также Предписания.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 2 части 14 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее одного часа с момента получения, направленного в соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки размещает протоколы, предусмотренные частями 6 и 13 статьи 48 Закона о контрактной системе, в единой информационной системе и на электронной площадке.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 48 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с пунктом 1 части 16 статьи 48 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе и не ранее срока, предусмотренного частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2023 N ИЭОК1 комиссией по осуществлению закупок Заказчика Заявитель признан победителем Конкурса.
Комиссией установлено, что 27.06.2023 Заказчиком направлено обращение в Тамбовское УФАС России (далее - Обращение), согласно которому Заказчиком при формировании Извещения не учтены ряд работ, например:
- фрезерование существующего асфальтобетонного покрытия до 5 см;
- разборка основания разрушенной дорожной одежды;
- устройство дополнительного слоя основания толщиной 30 см из песка мелкого (перечень не является исчерпывающим).
Комиссией Тамбовского УФАС России по контролю в сфере закупок по результатам рассмотрения обращения Заказчика принято Решение, в соответствии с которым довод обращения Заказчика признан обоснованным, в действиях Заказчика выявлены нарушения требований части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе в части неустановления в извещении, сформированном с помощью функционала ЕИС, условия о выплате аванса, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части неустановления в описании объекта закупки Извещения работ, которые необходимо выполнить в целях надлежащего исполнения контракта.
На основании Решения выдано Предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем Заявителем подано заявление в Арбитражный суд Тамбовской области о признании незаконным Решения, Предписания, которое 13.07.2023 принято Арбитражным судом Тамбовской области к производству.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области Решение и Предписание признаны незаконными, а также на Тамбовское УФАС России возложена обязанность повторно рассмотреть Обращение с учетом правовой позиции и обстоятельств, установленных судом.
Комиссией Тамбовского УФАС России по контролю в сфере закупок повторно проведена внеплановая проверка по направленному Обращению, по результатам которой принято решение от 07.02.2024 по делу N 068/10/99-20/2024, в соответствии с которым в действиях Заказчика выявлены нарушения требований части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе в части неустановления в извещении, сформированном с помощью функционала ЕИС, условия о выплате аванса, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части неустановления в описании объекта закупки Извещения работ, которые необходимо выполнить в целях надлежащего исполнения контракта, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавалось.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не направлен проект государственного контракта на подписание его Заявителем в связи с вступлением в законную силу Решения Арбитражного суда Тамбовской области.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 21.06.2023 N ПРОII1 и протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2023 N ИЭОК1 (далее - Протоколы) отменены Заказчиком 07.07.2023 на основании Решения и выданного Предписания.
После вступления Решения Арбитражного суда Тамбовской области в законную силу, у Заказчика, Уполномоченного органа отсутствовала техническая возможность повторно разместить в ЕИС протоколы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также направить проект государственного контракта Заявителю.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что отсутствие Протоколов в ЕИС по результатам проведения Конкурса, является нарушением пункта 2 части 14, пункта 1 части 16 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать нарушения пункта 2 части 14, пункта 1 части 16 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдать предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 марта 2024 г. N 24/44/99/39
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024