Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Прогресс-Арена" (далее - Заявитель) на действия УСД в г. Севастополе (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок) АО Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку мебели (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0174100001824000010) (далее соответственно - Аукцион, Извещение, Товар), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) требование к поставщику о согласовании с Заказчиком цвета Товара.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 01.03.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 441 000 руб.
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090020244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.03.2024;
6) Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки, которая признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Описании объекта закупки неправомерно установлено требование к поставщику о согласовании с Заказчиком цвета Товара.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с Описанием объекта закупки к позициям 1-11, 14-21 Товара установлено требование о согласовании цвета с Заказчиком.
Кроме того, дополнительными требованиями Описания объекта закупки установлено, что поставщик обязан предусмотреть выезд представителя поставщика для осуществления контрольных замеров помещений, согласования цвета, размеров и конфигурации Товара, учитывая цветовые решения пола и стен помещения, в котором будут находиться поставляемый Товар по адресу, указанному Заказчиком, разработать и согласовать эскизы изделий с Заказчиком после определения победителя.
Также пунктом 1.2 проекта государственного контракта Извещения технические и функциональные характеристики (потребительские свойства), количество, комплектация, конструктивное исполнение, цвета Товара считаются согласованными сторонами с момента подписания контракта.
Так, Комиссией установлено, что требование Заказчика о согласовании с Заказчиком цвета, иных характеристик (показателей) Товара ставит поставщика в зависимость от волеизъявления Заказчика, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе и может привести к невозможности исполнения поставщиком контракта.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что в Описании объекта закупки к поставщику установлено обязательное требование о предоставлении документа, подтверждающего происхождение Товара в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1072).
Вместе с тем Постановление N 1072 утратило силу 01.05.2020 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при формировании Описания объекта закупки Заказчиком допущена техническая ошибка в части установления к поставщику требования о предоставлении документа, подтверждающего происхождение Товара в соответствии с пунктом 2 Постановления N 1072.
Также в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что в Описании объекта закупки указано требование о том, что поставляемый Товар должен быть произведён не ранее I квартала 2024 года.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что установление требования к дате изготовления Товара не ранее I квартала 2024 года приводит к ограничению количества участников закупки, что в том числе подтверждается подачей только одной заявки на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при формировании в Описании объекта закупки указание на дату изготовления Товара не ранее I квартала 2024 является технической ошибкой, допущенной Заказчиком.
Учитывая изложенной, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Прогресс-Арена" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 19.03.2024 по делу N 28/06/105-17/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 марта 2024 г. N 28/06/105-17/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024