На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение
ООО "Промбытгазстрой" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Мордовского отделения N 8589 ПАО Сбербанк г. Саранск (далее - Банк), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Администрацией Уметского городского поселения
Зубово-Полянского муниципального района (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по созданию и обустройству зоны отдыха (площадка под хоккейный корт) по ул. Почтовая в р.п. Умет (текущий ремонт) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0109300037724000001) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки, Банка при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе, и действиями Банка, неправомерного осуществившего блокирование денежных средств на специальном счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе за пределами срока, установленного подпунктом "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Представители Оператора электронной площадки, Банка на заседании Комиссии не согласились с доводом обращения Заявителя и сообщили,что при проведении Аукциона действовали в соответствии с положениями
Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 07.03.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.03.2024.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 09.02.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 189 530 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Уметского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 20.02.2024;
6) в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44
Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.
На основании подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.
Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено,что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата. Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Из обращения Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе и действиями Банка, неправомерного осуществившего блокирование денежных средств на специальном счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе за пределами срока, установленного подпунктом "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность принять участие в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.02.2024 в 09:00 (МСК).
Также согласно Извещению размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 21 895,30 руб.
Комиссией установлено, что согласно сведениям государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС (далее - Независимый регистратор), Заявителем 19.02.2024 в 17:54 (МСК) подана заявка на участие в Аукционе с указанием специального счета 40702810439000003908 (далее - Специальный счет), открытого в Банке.
Так, Оператором электронной площадки в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе 19.02.2024 в 17:54 (МСК) направлен запрос в Банк (далее - Запрос) о необходимости блокирования денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе на Специальном счете.
При этом представитель Банка на заседании комиссии сообщил,что 19.02.2024 в 17:55 (МСК) Банк направил ответ Оператору электронной площадки о принятии Запроса в работу.
Вместе с тем представитель Банка на заседании Комиссии представил документы, а также сообщил о наличии технического сбоя, в связи с некорректной работой программно-аппаратных средств Банка, в результате чего Банком в адрес Оператора электронной площадки направлен ответ на Запрос об успешном блокировании денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе на Специальном счете 20.02.2024 в 17:07 (МСК) (далее - Ответ).
Комиссией установлено, что Ответ направлен позднее регламентированного срока, установленного подпунктом "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что в установленное подпунктом "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе время в адрес Оператора электронной площадки не поступил ответ на Запрос от Банка об отсутствии на Специальном счете Заявителя денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в Аукционе, в связи с чем Оператором электронной площадки заявка Заявителя возвращена 20.02.2024 в 09:00 (МСК).
Комиссия отмечает, что пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено императивное правило о недопущении Оператором электронной площадки немотивированного возврата заявки на участие в закупке при отсутствии оснований, предусмотренных частью 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Вместе с тем действия Банка, направившего Оператору электронной площадки сведения о подтверждении блокирования денежных средств Заявителя на Специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе не в рамках регламентированного Законом о контрактной системе срока, нарушают подпункт "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Поскольку в ЕИС содержится информация о контракте от 06.03.2024
N 0109300037724000003 (реестровая запись в ЕИС - 3130807900524000003), заключенном между Заказчиком и ООО "СТРОИТЕЛЬ" по результатам проведения закупки с номером извещения в ЕИС 0109300037724000003 с тем же объектом закупки, что и Аукцион, выдать предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе Комиссии не представляется возможным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Оператора электронной площадки не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Банка нарушение подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком заключен контракт по результатам проведения закупки с тем же объектом закупки, что и Аукцион, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 марта 2024 г. N П-84/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024