На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 4 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок_" (далее - Правила), обращения общества с ограниченной ответственностью "Элтрейд" (вх. Оренбургского УФАС России N 2331-ЭП/24 от 05.03.2024 г.) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 115/24 от 12.03.2024 г., Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Членов Комиссии:
проведя внеплановую камеральную проверку действий Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Гайский психоневрологический интернат" при проведении заказа на поставку строительных материалов (N заказа 7400153), размещенного с помощью электронного магазина Оренбургской области (https://orb-zmo.rts-tender.ru) ,
УСТАНОВИЛА:
05.03.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Элтрейд" (далее - Заявитель, ООО "Элтрейд"), содержащее сведения о нарушении Заказчиком - Государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Оренбургской области "Гайский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик, ГБУСО "Гайский ПНИ") требований законодательства о контрактной системе при проведении заказа на поставку строительных материалов (N заказа 7400153) (далее - Закупка).
В соответствии с обращением Заявителя ГБУСО "Гайский ПНИ" был размещен заказ на поставку строительных материалов (N заказа 7400153). Согласно условиям заказа N 7400153 срок подачи приема предложений - начало 04.03.2024 г. в 16:46 по местному времени, окончание 05.03.2024 г. в 09:00. Вместе с тем, согласно Приказу Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30 декабря 2019 года N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема" срок подачи участниками ЗМО предложений на участие в закупке, устанавливаемый заказчиком в сведениях о закупке, не может быть менее 4 рабочих часов. Указанный срок исчисляется в соответствии с установленным режимом рабочего времени заказчика. Также Заявитель просит рассмотреть коммерческие предложения, поступившие в адрес Заказчика.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, закупка N 7400153 не является конкурентной процедурой так как проводилась на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с соблюдением требований, установленных Приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30 декабря 2019 года N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема". Срок подачи участниками закупки N 7400153 предложений составлял не менее 4 рабочих часов в соответствии с установленным рабочим временем Заказчика. Рабочее время - круглосуточно, так как учреждение стационарное в соответствии с уставом. Начальная максимальная цена закупки сформирована на основании трех коммерческих предложений - от ИП Хорунжина П.О., от ИП Никитина М.А., от ИП Мельникова Е.Н.
В ходе изучения материалов дела, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможно при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта.
Согласно пункту 13 Приказа Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30.12.2019 г N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема" (далее - Приказ 191) заключение контракта (договора) в ИС осуществляется в электронной форме с участником ЗМО, предложение на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным заказчиком в сведениях о закупке, и содержит наименьшую цену контракта (договора), а в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, с участником ЗМО, предложение на участие в закупке которого признано лучшим после предложения участника ЗМО, в отношении которого были выявлены несоответствия требованиям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 1 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), настоящий Порядок разработан в целях реализации механизма осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в электронной форме, а также в целях определения порядка проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" неконкурентным способом осуществления закупок, предусмотренным пунктами 21.2, 21.3 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 20 декабря 2019 года N 180 (далее - Типовое Положение).
В соответствии с п. 3 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), информационные системы (далее - ИС), указанные в пункте 1 настоящего приказа, обеспечивают возможность проведения закупок малого объема способами, предусмотренными пунктом 7 настоящего Порядка, обмена документами, заключения контрактов (договоров) по результатам проведения закупок малого объема. ИС также предоставляют возможность получения информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В соответствии с п. 4 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), выбор ИС для проведения закупок малого объема осуществляется заказчиками самостоятельно.
В соответствии с п. 6 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), закупки малого объема проводятся заказчиками одним из способов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, а в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, - также путем выбора одного из имеющихся предложений участников, размещенных в ИС (оферт) или без использования ИС.
В соответствии с п. 7 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), закупки малого объема могут быть осуществлены заказчиками путем проведения котировочных сессий, формирования потребностей или иным способом, предусматривающим необходимость размещения заказчиками в ИС информации о своей потребности (о закупаемом товаре, работе, услуге (иных условиях проведения закупки)) (далее - сведения о закупке), подачи участниками ЗМО предложений на участие в закупке, победителем в которой признается участник ЗМО, предложение на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным заказчиком в сведениях о закупке, и содержит наименьшую цену контракта (договора).
Срок подачи участниками ЗМО предложений на участие в закупке, устанавливаемый заказчиком в сведениях о закупке, не может быть менее 4 рабочих часов. Указанный срок исчисляется в соответствии с установленным режимом рабочего времени заказчика.
Внесение изменений в сведения о закупке не допускается.
Заказчик вправе отказаться от проведения процедуры ЗМО до окончания срока подачи предложений на участие в ЗМО.
В соответствии с п. 5.1. Правил внутреннего трудового распорядка ГБУСО "Гайский ПНИ" продолжительность рабочего времени устанавливается согласно ст.ст.91, 350 ТК РФ в соответствии с занимаемой должностью согласно штатному расписанию.
В соответствии со ст. 91 Трудового Кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно подпунктам 5.1.1-5.1.6 Правил внутреннего трудового распорядка ГБУСО "Гайский ПНИ":
"5.1.1. Режим работы для должностей: заместитель директора по медицинской части, заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе, заместитель директора по экономическим вопросам, заместитель директора по административно-хозяйственной части, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, экономист по финансовой работе, секретарь, юрисконсульт, менеджер, специалист по кадрам, инспектор по кадрам, специалист по охране труда, специалист гражданской обороны, программист, психолог, методист, социальный педагог, логопед, специалист по социальной работе, заведующий отделением (психолого-педагогической помощи и социально-трудовой реабилитации)
Начало работы: 8:00
Перерыв для отдыха и питания: 12:00 - 12:48
Окончание работы: понедельник - четверг 17:00, пятница 16:00
Выходные дни: суббота, воскресенье
5.1.2. Режим работы для должностей: заведующий хозяйством, заведующий складом, инженер, энергетик, механик, электрогазосварщик, слесарь-сантехник, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, слесарь-ремонтник, плотник, маляр, штукатур, дворник, садовник, заведующий прачечной, машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья), парикмахер, швея, обувщик по ремонту обуви, водитель автомобиля, подсобный рабочий, тракторист, кастелянша, инструктор по труду, шеф-повар
Начало работы: 8:00
Перерыв для отдыха и питания: 12:00 - 12:30
Окончание работы: 16:30
Выходные дни: суббота, воскресенье
5.1.3. Режим работы для должности: главная медицинская сестра
Начало работы: 8:00
Перерыв для отдыха и питания: 12:15 - 12:45
Окончание работы: 16:18
Выходные дни: суббота, воскресенье
5.1.4. Режим работы для должностей: заведующий отделением (медикосоциальной реабилитации (без стационарных койко-мест), медико-социальной реабилитации (со стационарными койко-местами) и милосердия), врач-психиатр, врач-педиатр, врач-невролог, врач-стоматолог, зубной врач, старшая медицинская сестра, медицинская сестра, медицинская сестра по физиотерапии, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра процедурной, инструктор по лечебной физкультуре
Начало работы: 8:00
Перерыв для отдыха и питания: 12:00-12:30
Окончание работы: 15:42
Выходные дни: суббота, воскресенье
5.1.5. Режим работы для должностей: уборщик служебных помещений, буфетчик, воспитатель, медицинская сестра диетическая
Начало работы: согласно ежемесячному графику сменности
Перерыв для отдыха и питания: продолжительностью 30 минут согласно ежемесячному графику сменности
Окончание работы: согласно ежемесячному графику сменности
Выходные дни: согласно ежемесячному графику сменности
5.1.6. Режим работы для должностей: повар, кухонный рабочий, официант, оператор котельной, медицинская сестра палатная, младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитарка
Начало работы: согласно ежемесячному графику сменности
Перерыв для отдыха и питания: продолжительностью 60 минут согласно ежемесячному графику сменности
Окончание работы: согласно ежемесячному графику сменности
Выходные дни: согласно ежемесячному графику сменности".
Таким образом, учитывая положения Правил внутреннего трудового распорядка ГБУСО "Гайский ПНИ" Комиссия Оренбургского УФАС России считает неубедительным довод Заказчика о том, что срок подачи участниками закупки N 7400153 предложений составлял не менее 4 рабочих часов в соответствии с установленным рабочим временем Заказчика, поскольку рабочее время - круглосуточно, так как учреждение стационарное в соответствии с уставом.
Следовательно, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не соблюдены положения п. 7 Приказа Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30.12.2019 г N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема".
Вместе с тем, поскольку заказ на поставку строительных материалов (N заказа 7400153), размещенный с помощью электронного магазина Оренбургской области (https://orb-zmo.rts-tender.ru), не является конкурентной процедурой, так как проводился на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в соответствии с требованиями, установленными Приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30 декабря 2019 года N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема", основания для выдачи предписания ГБУСО "Гайский ПНИ" отсутствуют.
2. Относительно просьбы Заявителя рассмотреть коммерческие предложения, поступившие в адрес Заказчика, Комиссия Оренбургского УФАС России сообщает, что коммерческие предложения необходимы для формирования начальной максимальной цены закупки методом сопоставимых рыночных цен.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется:
1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении субъектов контроля (за исключением банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций) при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок;
б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;
2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении субъектов контроля (за исключением банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций) при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
3) органом местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых (за исключением плановых проверок в отношении банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций) и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, контроль в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, исходя из положений ч. 3 и п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, жалоба Заявителя в части правомерности обоснования начальной (максимальной) цены контракта в Оренбургском УФАС России не подлежит рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 8, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Оренбургской области "Гайский психоневрологический интернат" нарушившим положения п. 7 Приказа Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30.12.2019 г N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема".
2. Обращение общества с ограниченной ответственностью "Элтрейд" в части правомерности обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.
3. Предписание об устранении нарушений Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Оренбургской области "Гайский психоневрологический интернат" не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 марта 2024 г. N 056/10/99-244/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024