Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Филатова В.И. на действия Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0160300004524000008 "Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Волжского района муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛА:
07.03.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Филатова В.И. на действия Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0160300004524000008 "Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - Запрос котировок).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком направлен проект контракта противоречащий положениям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы до объявления перерыва, с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
26.02.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Заказчиком по данному Запросу котировок является Администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 824 895,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.5 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно доводам жалобы Заявителем обжалуются положения проекта контракта, направленного на подпись Заявителю, который соответствует проекту контракта, который является приложением к извещению.
Согласно п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей: жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок 04.03.2024 10:00.
Жалоба подана Заявителем 07.03.2024 19:24, то есть за пределами срока, установленного п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе, на обжалование положений извещения об осуществлении закупки.
В связи с вышеизложенным, довод жалобы на извещение об осуществлении закупки, в частности проект Контракта Комиссией Саратовского УФАС России не рассматривается.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, услуге.
Согласно приложению N3 к извещению о проведении Запроса котировок "проект контракта" Заказчиком установлено:
"6.5.2. К документу о приемке, предусмотренному пунктом 6.5.1. Контракта прикладываются: акт отлова, акт приема-передачи животных без владельца в приют, журнал учета животных, карточка учета животных, акт возврата животного в прежнее место обитания или акт о проведении медикаментозной эвтаназии, заключение о клиническом состоянии животного, документ об автотранспортном средстве, подтверждающий его соответствие требованиям контракта в 2 (двух) экземплярах на электронном и бумажном носителях, копии видеозаписей отлова, приема-передачи в приют и возврата на прежние места их обитания каждого животного с фиксацией места, времени и адреса (предоставлять копии видеозаписей в адрес администрации района на электронную почту oktoblago@mail.ru).
В случае если ветеринарные услуги оказываются сторонней организацией при исполнении муниципального контракта предоставлять с актом о приемке документ, подтверждающий оказание данных услуг".
Также Заказчиком указано требование о предоставлении данного документа в 2 (двух) экземплярах на электронном и бумажном носителях.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что требования к транспортному средству, применяемому при транспортировке животных без владельцев, а также требования к размещению в транспортном средстве животных без владельцев установлены в частности Постановлением Правительства Саратовской области от 13.02.2020 N 83-П "Об утверждении Положения о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Саратовской области" (далее - Постановление Правительства Саратовской области N 83-П); ГОСТ Р 58784-2019 "Услуги для непродуктивных животных. Отлов и транспортирование животных без владельца. Общие требования" (далее-ГОСТ Р 58784-2019).
Данными нормативно-правовыми документами не установлено требований о наличии у осуществляющего деятельность по обращению с животными без владельцев лица документа об автотранспортном средстве, подтверждающего его соответствие требованиям контракта.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта указаны ненадлежащие требования к представляемым исполнителем документам при исполнении условий контракта.
Заказчиком в данном пункте проекта контракта также указана электронная почта oktoblago@mail.ru как почта, на которую исполнитель контракта предоставляет копии видеозаписей отлова, приема-передачи в приют и возврата на прежние места их обитания каждого животного с фиксацией места, времени и адреса.
Согласно п. 11.3 Контракта стороны обязуются сохранять конфиденциальность информации, полученной при выполнении настоящего Контракта. Исполнитель обязуется принять все необходимые меры по обеспечению конфиденциальности полученных результатов, включая охрану документации и материалов, ограничение круга лиц, допущенных к информации. Исполнитель обязуется не передавать прочим лицам конфиденциальную информацию, а также не публиковать или иным способом разглашать полученные результаты без письменного разрешения Заказчика.
Данная электронная почта не указана в качестве данных Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", кроме того, согласно официальному сайту Администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", указанная электронная почта принадлежит отделу благоустройства и дорожного хозяйства Администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта указаны недостоверные сведения об адресе, на который исполнитель контракта предоставляет копии видеозаписей отлова, приема-передачи в приют и возврата на прежние места их обитания каждого животного с фиксацией места, времени и адреса, что противоречит п.11.3 Контракта.
Согласно приложению N1 к проекту контракта "Техническое задание", Заказчиком указано:
"Место и сроки оказания услуг:
Место оказания услуг: отлов и возврат животных - на территории Волжского района муниципального образования "Город Саратов"; содержание, учет, вакцинация, стерилизации/кастрация, эвтаназия, утилизация, пребывание в пунктах временного содержания, размещение в приютах животных - на территории Исполнителя.
Пребывание в пункте временного содержания, размещение в приютах животных - на территории пункта временного содержания.
Сроки оказания услуг: с момента заключения контракта по "21" декабря 2024 г. (по заявке Заказчика)".
Заказчиком не указаны адреса пунктов временного содержания животных, в связи с чем отсутствует полная информация относительно места оказания услуг.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика не явился, не представил доказательств опровергающие доводы Заявителя.
Согласно приложению N1 к проекту контракта "Техническое задание", Заказчиком указано:
"Требования к качеству услуг: 2. Исполнитель должен обеспечить надлежащее ведение и хранение документации, размещение необходимой информации о деятельности приюта. По окончании срока действия муниципального контракта Исполнитель обязан передать всю документацию Заказчику".
Как пояснил Заявитель при рассмотрении жалобы, проект Контракта предусматривает передачу документации Заказчику, то есть исходя из буквального прочтения контракта необходимо передать оригиналы документов, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно Постановлению Правительства Саратовской области N 83-П, видеозаписи, акты отлова животных без владельцев и акты их возврата на прежние места обитания хранятся исполнителями мероприятий по отлову животных без владельцев в течение 3 лет.
В соответствии с п.9.1 ГОСТ Р 58784-2019 специализированная организация (исполнитель), оказывающая услугу отлова и транспортирования животных без владельца, обязана соблюдать следующие требования: обеспечивать хранение документов об осуществленных мероприятиях по отлову и транспортированию животных без владельца в течение не менее трех лет с даты проведения мероприятия.
Таким образом, данные нормативно-правовыми актами предусмотрена обязанность исполнителя хранить документы об осуществленных мероприятиях по отлову и транспортированию животных без владельца, но не обязанность исполнителя передавать указанные документы заказчику после исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком в проекте контракта указаны избыточные требования о передаче всей документации Заказчику после исполнения контракта.
Согласно приложению N1 к проекту контракта "Техническое задание", Заказчиком указано:
Учет животных, маркирование несмываемыми и неснимаемыми метками (номерными бирками единого образца 04-YY-XX, где YY - последние две цифры года маркирования животного без владельца; ХХ - порядковый номер неснимаемой метки) поступивших в приюты животных без владельцев".
В техническом задании также указано:
"Стерилизация и после операционный уход поступивших в приюты животных без владельцев:
- стерилизация
- послеоперационный уход
- маркирование несмываемыми и неснимаемыми метками (номернымибирками единого образца 05-YY-XX, где YY - последние две цифры года маркирования животного без владельца; ХХ - порядковый номер неснимаемой метки)
6.5. Исполнители мероприятий по отлову животных без владельцев, обязаны:
- маркировать в день поступления в приют животных без владельцевнесмываемыми и неснимаемыми метками (номерными бирками единого образца 05YY-XX, где YY - последние две цифры года маркирования животного без владельца; ХХ - порядковый номер неснимаемой метки) с занесением информации в журнал учета животных, предусмотренный Положением о порядке организации деятельности приютов для животных и установлении норм содержания животных в них на территории Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 4 марта 2020 года N130-П.
10.4. В приюте для животных осуществляется учет и маркирование животных несмываемыми и неснимаемыми метками (номерными бирками единого образца 05YY-XX, где YY - последние две цифры года маркирования животного без владельца; ХХ - порядковый номер неснимаемой метки), которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, неснимаемыми или несмываемыми метками в порядке, установленном ветеринарным законодательством Российской Федерации".
Таким образом, Заказчиком установлены противоречивые требования относительно номерных бирок единого образца в части указания разных номеров, с которых начинается нумерация бирки.
Представитель Заявителя при рассмотрении жалобы пояснил, что номер бирки присваивается в зависимости от района в котором производилось оказания услуг, в связи с чем указание неверного номера бирки может повлечь непринятие услуг со стороны Заказчика.
Исходя из вышеизложенного Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно приложению N1 к проекту контракта "Техническое задание", Заказчиком указано:
"9.2.1. После вакцинации животные, достигшие половозрелого возраста, подлежат стерилизации. Стерилизация животных проводится ветеринарным врачом в ветеринарном пункте при наличии необходимых условий, оборудования, ветеринарных инструментов, лекарственных препаратов для ветеринарного применения и расходных материалов.
9.2.2. Стерилизацию проводят не ранее достижения животным возраста 6 месяцев. Животных, не достигших указанного возраста на момент размещения в приюте для животных, стерилизуют по его достижении. По решению ветеринарного врача стерилизация животных не проводится при наличии ветеринарных показаний, препятствующих проведению указанной операции.
14.1. Исполнители мероприятий по отлову животных без владельцев, имеющие сведения о владельце в виде неснимаемых, несмываемых меток, чипов, табличек на ошейниках или иных предметах, обязаны возвратить его собственнику (владельцу). Информация обо всех отловленных животных, адресе и телефоне пункта временного содержания животных, куда они доставлены, должна быть размещена на официальном сайте или странице исполнителя мероприятий по отлову животных без владельцев в социальных сетях в срок не позднее 24 часов с момента отлова с приложением фотографий, информации о дате, месте отлова, описании внешности и особых примет животных, их половой принадлежности. Информация о приюте (адрес и телефон), куда доставлено животное из пункта временного содержания, должна быть дополнительно размещена не позднее 24 часов с момента поступления животного в приют.
В случае если животное в приюте не проявляет немотивированную агрессивность и в отношении него завершены мероприятия по стерилизации, мечению, карантинированию, лечению, вакцинации, осуществляется возврат животного на прежние места обитания за исключением перечня мест, на которые запрещается возвращать животных без владельцев, установленных Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 9 августа 2022 года N 3305 "Об утверждении Перечня мест, на которые запрещается возвращать животных без владельцев, и Перечня лиц, уполномоченных на принятие решений о возврате животных без владельцев на прежние места их обитания".
В случае, если по результатам заседания комиссии по определению немотивированной агрессивности животных в пункте временного содержания животных, а также по результатам содержания животного в приюте установлено, что животное не проявляет немотивированную агрессивность и в отношении него завершены мероприятия по стерилизации, мечению, карантинированию, лечению, вакцинации, осуществляется поиск новых владельцев либо в случае, если новые владельцы не найдены в период содержания животного в приюте, - возврат животного на прежние места обитания. Если такие животные не могут быть возвращены на прежние места их обитания, они подлежат содержанию в приютах для животных до момента их передачи новым владельцам или наступления естественной смерти. Возврат на прежние места обитания и (или) передача новым владельцам животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность, отловленных по факту нападения на человека и (или) покуса, не допускается".
Заявителем даны пояснения, согласно которым Заказчиком неправомерно в вышеприведенных пунктах контракта указан только один тип операциистерилизация, а проведение кастрации проектом контракта не регламентирован, тогда как кастрация наиболее подходящая процедура для животных без владельца.
С данным доводом Заявителя нельзя согласиться в связи со следующим.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, услуге.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Заказчиком с учетом потребности в оказываемой услуге сформирован объект закупки.
В связи с вышеизложенным, сделать вывод о нарушении законодательства о контрактной системе в связи с указанием Заказчиком конкретного типа операции, необходимого ему при выполнении услуг исполнителем, и не указании другого типа операции, не представляется возможным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Филатова В.И. на действия Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0160300004524000008 "Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Волжского района муниципального образования "Город Саратов" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" нарушение п.1 ч.1 ст. 33, п.5 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 15 марта 2024 г. N 064/06/34-326/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024