Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Белоусовой Л.В. на действия Заказчика Администрации Комсомольского МО Краснокутского МР Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300032924000001 "Ремонт внутрипоселковой дороги по ул.им.Кирова в с.Комсомольское Комсомольского МО Краснокутского МР Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
12.03.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Белоусовой Л.В. (далее - Заявитель) на действия Заказчика Администрации Комсомольского МО Краснокутского МР Саратовской области при проведении электронного аукциона N
0160300032924000001 "Ремонт внутрипоселковой дороги по ул.им.Кирова в с. Комсомольское Комсомольского МО Краснокутского МР Саратовской области" (далее - Аукцион).
Заявитель о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, на рассмотрении жалобы не присутствовал.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы доводы жалобы не оспаривал.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
04.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является Администрация Комсомольского МО Краснокутского МР Саратовской области (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 000 222,58 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) неправомерно установил в извещении об осуществлении закупки дополнительное требование, которому участники закупки должны соответствовать в соответствии с позицией 18 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571).
В соответствии с п. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства N 2571.
В позиции 18 раздела III Приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при проведении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, а именно: "наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ поремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ покапитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающеговыполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работпо строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы
"Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненныхработ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (заисключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы
"Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства"проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию."
Согласно Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению Заказчиком установлено требование в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства N 2571
Согласно письменным пояснениям Заказчика от 18.03.2024 N 50 Администрацией Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона "Ремонт внутрипоселковой дороги по ул. им. Кирова в с. Комсомольское
Комсомольского МО Краснокутского МР Саратовской области" ИКЗ 243641797043664170100100060014211244 установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства N 2571.
Пункт 3 Постановления Правительства N 2571 обязывает применение требований позиции 18 приложения, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено требование в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства N 2571.
По мнению Заявителя, закупка опубликована с начальной ценой 3 000 222,58 рублей. А согласно Постановлению Правительства N 2571 "положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей".
Заявитель ссылается на то, что Заказчик не имел права устанавливать требование к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с позицией 18 раздела I приложения к Постановлению Правительства N 2571, так как начальная цена закупки не превышает 5 млн. рублей.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы доводы заявителя о неправомерности установления требования к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с позицией 18 раздела I приложения к Постановлению Правительства N 2571 не оспаривал.
Таким образом, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению Правительства N 2571, нарушают ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод жалобы признан обоснованным. Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Белоусовой Л.В. на действия ЗаказчикаАдминистрации Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300032924000001 "Ремонт внутрипоселковой дороги по ул. им. Кирова в с. Комсомольское Комсомольского МО Краснокутского МР Саратовской области" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Администрации Комсомольскогомуниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области нарушение ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадкипредписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 марта 2024 г. N 064/06/31-328/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024