Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП С.В. Лучко действия Заказчика ГУЗ СО "Балаковская городская клиническая больница", уполномоченное учреждение ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824001363 "Поставка медицинских изделий "Стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарственное средство, с углеродным покрытием".
УСТАНОВИЛА:
12.03.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба
ИП С.В. Лучко действия Заказчика ГУЗ СО "Балаковская городская клиническая больница", уполномоченное учреждение ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона
N 0860200000824001363 "Поставка медицинских изделий "Стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарственное средство, с углеродным покрытием" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), кроме того Заявитель указывает, что требования технического задания сформированы так, что, подходит только единственный товар, а именно стенты сосудистые баллоннорасширяемые коронарные, периферические саморасширяющиеся и системы доставки ОООО "НаноМед".
Представители Заявителя, присутствующие на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержали.
Представитель Заказчика и Уполномоченного учреждения, присутствующие при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
29.02.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона N 0860200000824001363 "Поставка медицинских изделий "Стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарственное средство, с углеродным покрытием".
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ СО "Балаковская городская клиническая больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 31 350 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о закупках заказчик электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка медицинских изделий "Стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарственное средство, с углеродным покрытием".
Из жалобы Заявителя следует, что требования технического задания сформированы под товар единственного производителя: Стенты сосудистые баллоннорасширяемые коронарные, периферические баллоннорасширяемые, периферические саморасширяющиеся и системы доставки по ТУ 9444001-667088872014 - ООО "НаноМед" РЗН 2016/4098. Установленные требования не позволяют подать заявку на участие в аукционе с изделия других производителей.
Возражая относительно заявленного довода жалобы, представитель заказчика пояснил, что при формировании данного извещения Заказчиком было учтено, что под данное описание подходят 2 производителя
Стент для коронарных артерий выделяющий лекарственное средство, с углеродным покрытием имеет код вида медицинского изделия 155820. В государственном реестре медицинских изделий имеется не менее 2 регистрационных удостоверений, зарегистрированных на территории Российской Федерации с данным кодом вида.
При изучении рынка были отправлены запросы не менее 5 потенциальным поставщикам. В ответ были получены 3 коммерческих предложения с разными производителями на основании которых был проведен расчет НМЦК. Производитель стентов коронарных карбонизированных ITRIXII с лекарственным покрытием рапамицин на системе доставки" - "АМГ Интернешнл ГмбХ" (РЗН 2013/646) не был учтен
Представитель уполномоченного учреждения, присутствующий на рассмотрении жлобы пояснил, что описанию объекта закупки соответствует товар не менее двух производителей:
-стент сосудистый баллоннорасширяемый коронарный, модификация с биоинертным углеродным покрытием (производитель ООО "НаноМед", Россия, РУ РЗН N 2016/4098, код вида медицинского изделия - 155820),
-стент внутрисосудистый коронарный на системе доставки "быстрой смены" RX, ABARIS (производитель - QualiMed Innovative Medizinprodukte GmbH, Германия, РУ РЗН N 2016/4071, код вида медицинского изделия - 155820).
Подтверждением соответствия стента внутрисосудистого ABARIS является инструкция, размещенная на сайте Росздравнадзора, а также сведения, содержащиеся в регистрационном удостоверении РЗН 2016/40716 "Стент внутрисосудистый коронарный на системе доставки "быстрой смены" RX с принадлежностями I. Варианты исполнения: 1. Стент внутрисосудистый коронарный ATLAS, диаметром от 2 до 4 мм, длиной от 10 до 38 мм на системе доставки "быстрой смены" RX. 2. Стент внутрисосудистый коронарный JUPITER, диаметром от 2 до 4 мм, длиной от 10 до 38 мм на системе доставки "быстрой смены" RX. 3. Стент внутрисосудистый коронарный APOLLO, диаметром от 2 до 4 мм, длиной от 10 до 38 мм на системе доставки "быстрой смены" RX. 4. Стент внутрисосудистый коронарный ABARIS, диаметром от 2 до 4 мм, длиной от 10 до 38 мм на системе доставки "быстрой смены" RX. II. Принадлежности: 1. Катетер баллонный PEGASUS с диаметром баллона от 1,5 до 5 мм, длиной баллона от 10 до 40 мм, с рабочей длиной 1415 мм (не более 2 шт.). 2. Катетер аспирационный POLLUX в наборе: 2.1. Катетер аспирационный POLLUX, совместимый с проводниковым катетером диаметром 5 Fr или 6 Fr или 7 Fr. 2.2. Шприцы, 30 мл (2 шт.). 2.3. Фильтр сетчатый. 2.4. Трубка удлинительная с краником".
Таким образом, описанию объекта закупки соответствует товар не менее двух производителей, следовательно, извещение об осуществлении закупки отвечает всем требованиям законодательства.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителем не предоставлены доказательства несоответствия данных моделей извещению о проведении Аукциона.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП С.В. Лучко действия Заказчика ГУЗ СО "Балаковская городская клиническая больница", уполномоченное учреждение ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824001363 "Поставка медицинских изделий "Стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарственное средство, с углеродным покрытием" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 19 марта 2024 г. N 064/06/33-346/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024