Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "", извещенного о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-117/2024 надлежащим образом;
в присутствии представителей:
Министерства образования Республики Мордовия -, действующего на основании доверенности N1 от 18.03.2024 года (со сроком действия 6 (шесть) месяцев);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" -, действующего на основании доверенности б/н от 20.06.2023 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 19 марта 2024 года в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русские программы" (далее - ООО "Русские программы", Заявитель) на действия Министерства образования Республики Мордовия (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N0809500000324000528 на закупку цифровых лабораторий для школьников (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 00:35 13.03.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N1274-ЭП/24 от 13.03.2024 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 14.03.2024 года NЕГ/972/24 рассмотрение жалобы назначено на 18.03.2024 года в 12 часов 45 минут.
14.03.2024 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202400109157000090).
18.03.2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 15 часов 45 минут 19.03.2024 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России с участием представителей сторон.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0809500000324000528 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 05.03.2024 14:41 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 50 516 247,94 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.03.2024 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 13.03.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 15.03.2024.
Код бюджетной классификации Российской Федерации: 8090702022E151720244.
Закупка осуществляется в рамках национального проекта "Образование" (федеральный проект "Современная школа").
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2024 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок поступило 5 заявок на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами: A-164176, A-164174, A-164005, A-164232, A-164199.
Заявки с идентификационными номерами: A-164176; A-164005; A-164232 признаны комиссией по рассмотрению заявок не соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (при этом обоснования решений комиссии по заявкам с идентификационными номерами A-164176; A-164232 содержат указания о том, что по позиции "Цифровая лаборатория для школьников" (Нейротехнология) отсутствует номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции (представленные выписки относятся к реестру Российской промышленной продукции).
Победителем электронного аукциона признан участник с порядковым номером 1 (идентификационный номер A-164174), предложивший цену контракта 41 928 486,03 рублей (сорок один миллион девятьсот двадцать восемь тысяч четыреста восемьдесят шесть рублей три копейки).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неверно определен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) и, как следствие, неправомерно установлено ограничение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". ООО "_" полагает, что объект рассматриваемой закупки относится к коду ОКПД2 32.99.53.132, являющимся уточняющим к коду ОКПД2 - 32.99.53.130, поэтому Заказчику в извещении следовало установить отграничения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 года N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заявитель считает, что неправомерные действия Заказчика приводят к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по жалобе (вх.N1340-ЭП/24 от 15.03.2024 года).
Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения по жалобе (вх.N1351-ЭП/24 от 18.03.2024 года), которые приобщены к материалам настоящего дела.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктами 5, 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;
- информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Закона о контрактной системе о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В развитие положений статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации приняты, в том числе:
- постановление от 10.07.2019 года N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878);
- постановление от 30.04.2020 года N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617).
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлены: наименование объекта закупки: закупка цифровых лабораторий для школьников; описание объекта закупки в структурированной форме по кодам позиций Каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ): Цифровые лаборатории для школьников: 26.20.40.190-00000009 (Биология); 26.20.40.190-00000006 (Химия); 26.20.40.190-00000007 (Физика); 26.20.40.190-00000008 (Физиология); 26.20.40.190-00000002 (Экология); 26.20.40.190-00000022 (Нейротехнологии); ограничения в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в том числе: Постановление N878.
Описание объекта закупки, составленное по правилам статьи 33 Закона о контрактной системе с учетом описания, изложенного в позициях КТРУ, приведено Заказчиком в соответствующем разделе извещения о проведении Аукциона.
Заявитель в жалобе указывает, что код ОКПД2 26.20.40.190, установленный Заказчиком, расшифровывается как "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин, принтеров и многофункциональных печатающих устройств прочие, не включенные в другие группировки", однако, объектом закупки являются цифровые лаборатории, не комплектующие и не запасные части для вычислительных машин, принтеров и многофункциональных печатных устройств, а учебно-исследовательское оборудование, предназначенное для использования в учебных заведениях, для обучения учащихся данных учреждений путем проведения учебных исследовательских проектов, практикумов, лабораторных и демонстрационных экспериментов, использование данного оборудования в иных целях не предусмотрено. Закупаемое оборудование обладает определенной спецификой, направленной на демонстрацию навыков учащихся, и, по мнению Заявителя, полностью соотносится с введенным в действие с 01.10.2023 года кодом ОКПД2 "32.99.53.132 - Учебные цифровые лаборатории и комплексы", являющимся уточняющим по отношению к коду ОКПД2 "32.99.53.130 - Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные", указанному в описании позиций КТРУ, примененных Заказчиком, и в перечне отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей государственных закупок, предусмотренном Постановлением N617.
Представитель Заказчика, участвующий в заседании Комиссии Мордовского УФАС России, пояснил, что цифровая лаборатория - это комплект, часто представленный в виде конструктора, который включает в себя различные электронные составляющие (цифровой блок для обработки информации; набор датчиков и т.д.). Согласно описанию объекта закупки цифровые лаборатории состоят из следующих блоков: программное обеспечение; кабель USB, зарядное устройство, беспроводной мультидатчик и т.д. Код позиции КТРУ формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода ОКПД2. Таким образом, возникает прямая взаимосвязь кодов КТРУ с кодом ОКПД2 и последующие применения кода ОКПД2 согласно КТРУ в виду специализации нормы и обязанности ее исполнения особенно с учетом отсутствия императивности нормы применения кодов ОКПД2. В извещении применены коды позиций КТРУ 26.20.40.190-00000009; 26.20.40.190-00000006; 26.20.40.190-00000007; 26.20.40.190-00000008; 26.20.40.190-00000002; 26.20.40.190-00000022 сформированные на основе кода ОКПД2- 26.20.40.190, который и был установлен Заказчиком в рамках рассматриваемой процедуры. Поскольку код ОКПД2 26.20.40.190 входит в подгруппу кода ОКПД2 "26.20.4 - Блоки, части и принадлежности вычислительных машин", который включен в перечень радиоэлектронной продукции, Заказчиком в извещении установлены ограничения по Постановлению N878.
Представитель Уполномоченного учреждения, поддержав позицию, изложенную в письме (вх.N1351-ЭП/24 от 18.03.2024 года), пояснил, что в соответствии с пунктами 6, 14 Порядка взаимодействия Уполномоченного учреждения и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 декабря 2013 года N587, заказчики при формировании заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно устанавливают наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе; заказчики при формировании заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) несут ответственность за соответствие описания объекта закупки требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в письме (вх.N1326/24 от 14.03.2024 года) Уполномоченное учреждение указывает, что в ходе рассмотрения заявок участников комиссией по осуществлению закупок было выявлено, что в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренным Постановлением N878, содержится единственная реестровая запись (N10509116) - цифровая лаборатория для школьников по предметной области Нейротехнология (производитель ООО "Производственное объединение "_"). Соответственно при установлении в извещении ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств по Постановлению N878, под потребности Заказчика подпадает товар только одного производителя, что ограничивает конкуренцию и количество участников закупки.
Комиссия Мордовского УФАС России, заслушав пояснения сторон, исследовав фактические обстоятельства дела и имеющиеся в нем доказательства, отмечает следующее.
Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду ОКПД2.
Заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2 или код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик. Данная позиция отражена в Письме ФАС России от 13.03.2019 года NИА/19176/19.
Между тем в письме ФАС России от 13.03.2019 года NИА/19176/19 указано, что выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N14-ст утвержден и введен в действие с 1 февраля 2014 года Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), предназначенный для обеспечения информационной поддержки задач, связанных, в том числе с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
В ОКПД2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
XX.XX.XX.XX0 |
категория |
XX.XX.XX.XXX |
подкатегория |
При необходимости к отдельным группировкам ОКПД2 приведены пояснения, которые предназначены для:
- единообразного понимания отдельных слов или словосочетаний в составе наименований группировок;
- уточнения области применения и особенностей продукции (услуг, работ), классифицируемой в конкретной группировке;
- перечисления продукции (услуг, работ), которая может входить в данную группировку;
- исключения возможности попадания в данную группировку классификатора продукции (услуг, работ), входящей в другую группировку.
Пояснения, приведенные к вышестоящим группировкам, распространяются на все входящие в них группировки.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145, (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12 Правил формирования и ведения КТРУ).
В силу подпункта "д" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
На основании подпункта "д" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ код ОКПД 2 указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога, которая не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.
Вместе с тем силу пункта 12 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145, на основе кода ОКПД 2 на каждую позицию каталога формируется уникальный цифровой код. При этом такой код указывается в позиции каталога исключительно в целях нумерации и кодирования (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 2022 года N 24-03-07/11125).
При этом требование о соответствии кода позиции каталога информации, содержащейся в справочной информации такой позиции, не установлено, в том числе поскольку в справочной информации может содержаться (в зависимости от товара, работы, услуги) несколько различных кодов ОКПД 2.
Коды ОКПД 2, как указанные в коде позиции каталога, так и в справочной информации такой позиции, в настоящее время не образуют описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2020 года N 24-06-07/75155).
Как указывалось выше, объектом рассматриваемой закупки является поставка цифровых лабораторий для школьников по следующим позициям КТРУ: 26.20.40.190-00000009 (Биология); 26.20.40.190-00000006 (Химия); 26.20.40.190-00000007 (Физика); 26.20.40.190-00000008 (Физиология); 26.20.40.190-00000002 (Экология); 26.20.40.190-00000022 (Нейротехнологии).
Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав содержание позиций КТРУ требуемого к поставке товара, установила, что позиции КТРУ: 26.20.40.190-00000009; 26.20.40.190-00000006; 26.20.40.190-00000007; 26.20.40.190-00000008; 26.20.40.190-00000002; 26.20.40.190-00000022 содержат справочную информацию, согласно которой применение включенных в нее сведений возможно также для товаров, подпадающих под следующие коды ОКПД 2:
- 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки" (указано в недействующей редакции классификатора);
- 26.51.43.119 "Приборы цифровые электроизмерительные прочие";
- 26.51.52.130 "Приборы для измерения или контроля давления жидкостей и газов";
- 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
При этом установленный Заказчиком в Аукционе код ОКПД2 "26.20.40.190" согласно Общероссийскому классификатору содержит следующую расшифровку:
"26.20.40.190 - Комплектующие и запасные части для вычислительных машин, принтеров и многофункциональных печатающих устройств прочие, не включенные в другие группировки. Эта группировка в том числе включает:
- шасси машины вычислительной электронной цифровой;
- корпуса сервера;
- шасси (корпус) принтера;
- шасси (корпус) многофункционального печатающего устройства"
Согласно иерархической классификации код ОКПД2 26.20.40.190 относится к подгруппе "26.20.40.190 - Блоки, части и принадлежности вычислительных машин" подклассу "26.2 - Компьютеры и периферийное оборудование" классу "26 - "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Между тем код ОКПД2 32.99.53.130 имеющий расшифровку "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" согласно иерархической классификации относится к виду "32.99.53 - Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей. Эта группировка включает: - широкий диапазон приборов, аппаратов и моделей, предназначенных для демонстрационных целей (например, в школах, лекционных аудиториях, выставках) и не пригодных для другого использования" классу "32 - Изделия готовые прочие". Кроме того, данный код ОКПД2 содержит уточняющую его подкатегорию "32.99.53.132 - Учебные цифровые лаборатории и комплексы" введенную в действие с 01.10.2023 года.
Министерство образования и науки Российской Федерации в своем письме от 25.07.2016 года N 09-1790 определяет, что "Цифровые лаборатории для школьников" представляет собой комплекс профильных лабораторий по физике, химии, математике и другим предметам естественно-научного цикла, оснащенных современным цифровым интерактивным и мультимедийным оборудованием. В состав лабораторий входят тематические комплекты по основным естественнонаучным направлениям (энергетика, экология, физиология, электроника), которые служат базой для проведения экспериментальных внеурочных занятий школьников. Модуль предназначен для проведения демонстрации, экспериментов и практикумов по изучению объектов живой и неживой природы, знакомства с альтернативными и возобновляемыми источниками энергии, а также для развития экологического мышления и экологически безопасной деятельности.
Комплектующие части изделия - это части, детали, компоненты или их совокупность, являющиеся составной частью товара (данные части товара образуют единое целое и используются по общему функциональному назначению). Запасные части изделия - детали, являющееся составной частью более крупного (составного) изделия, предназначенные для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью ремонта (поддержания или восстановления исправного или работоспособного состояния изделия).
В пункте 1.1. проекта контракта, размещенного в составе извещения об Аукционе, Заказчиком указано, что поставщик обязуется поставить цифровые лаборатории для школьников (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Государственным контрактом.
Следовательно, в рамках данной процедуры цифровые лаборатории выступают как единый (самостоятельный) товар, а не как комплектующие и запасные части для вычислительных машин, принтеров и многофункциональных печатающих устройств. Иных сведений Заказчиком в рамках рассмотрения настоящего дела не представлено.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России, исходя из специфики данной закупки, области применения закупаемого товара, а также его характеристик, указанных в описании объекта закупки, приняв во внимание коды классификатора с пояснениями к группировкам ОКПД2, приходит к выводу, что код ОКПД2 - "32.99.53.132 - Учебные цифровые лаборатории и комплексы", являющийся уточняющим по отношению к коду ОКПД2 "32.99.53.130 - Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные", указанному в описании позиций КТРУ, примененных Заказчиком, наибольшим образом соответствует объекту закупки.
При этом код ОКПД2 - 32.99.53.132 - "Учебные цифровые лаборатории и комплексы" не включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренный Постановлением N878.
Между тем перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренный Постановлением N617, содержит ОКПД2 - 32.99.53.130 - Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные" (позиция 171).
Согласно позиции ФАС России, отраженной в письме от 29.03.2019 года N17/25505/19, при установлении соответствующих запретов или ограничений необходимо руководствоваться в совокупности как кодом в соответствии с ОКПД2, так и наименованием вида товара.
При этом если в нормативном правовом акте, устанавливающем запрет (ограничение, условия) допуска иностранных товаров, приведен, например, двухзначный код ОКПД2 (класс), то он распространяется на все позиции (подклассы, группы и т.д.) этого класса (Письма Минфина России от 06.11.2020 года N24-03-07/96955, от 05.08.2019 года N24-01-08/58632).
Ввиду этого Заказчику в рамках закупки N0809500000324000528 следовало установить ограничения, предусмотренные Постановлением N617.
Так же следует отметить, что реестр российской промышленной продукции на сайте https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/ содержит записи по цифровой лаборатории (с предметной областью - нейротехнология) нескольких производителей: ООО "Производственное объединение "_"; ООО "_"; ООО "..".
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неверно определен код ОКПД2, а также неверно установлены ограничения на допуск товаров, предусмотренные Постановлением N878, чем нарушены в совокупности положения части 3 статьи 7, части 2 статьи 8, части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Данные нарушения образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба Заявителя признается Комиссией Управления обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ".." на действия Министерства образования Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N0809500000324000528 на закупку цифровых лабораторий для школьников обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 3 статьи 7, части 2 статьи 8, части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N013/06/42-116/2024.
4. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N013/06/42-116/2024.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 19 марта 2024 г. N 013/06/42-117/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024