Резолютивная часть объявлена 19 марта 2024 года Изготовлено в полном объеме 22 марта 2024 года |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
_ |
председатель Комиссии, |
|
_ |
член Комиссии, |
||
.. |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Индивидуальный предприниматель .. |
||
Ф.И.О. участвующих в заседании представителя (-ей) заявителя |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Заказчик |
Администрация поселка Солнцево Солнцевского района Курской области |
||
Ф.И.О. участвующих в заседании представителя (-ей) заказчика |
_ |
||
Уполномоченное учреждение |
Областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Курской области" (далее - ОКУ "УКС Курской области") |
||
Ф.И.О. участвующих в заседании представителя (-ей) уполномоченного учреждения |
_ |
||
Способ определения поставщика |
Электронный конкурс |
||
Закупка N |
0844200000324000004 |
||
Объект закупки |
Реконструкция систем водоснабжения по ул. Садовая, ул. Базарная, ул. 2-я Привокзальная, ул. Набережная в поселке Солнцево Солнцевского района Курской области |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
10 169 718 руб. 00 коп. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
26.02.2024 |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 11.03.2024 NРИ1 |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
13.03.2024 |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
7 (семь), идентификационными номерами заявок 116042121, 116072260, 116085041, 116022790, 116098382, 116074956, 116106864 |
||
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
"Жилье и городская среда" |
||
Ф.И.О. лиц, допущенных на заседание Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
_ |
Заседание проведено комплексно: очно и дистанционно, с использованием средств видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/1106783488, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
Заявителем обжалуется содержание извещения об осуществлении закупки, а именно:
1) по мнению заявителя, порядок оценки заказчиком установлен с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N2604), а именно:
- в нарушении требований пп. "в" п. 31 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 не выбран объект исполненных договоров, принимаемых к оценке:
- не уточняется и не поясняется, что означает договор сопоставимого характера с предметом закупки;
2) Заказчиком незаконно не внесены изменения в извещение о проведении закупки по запросу участника закупки.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- представитель заказчика против удовлетворения довода жалобы в части нарушения требований законодательства РФ о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 при размещении порядка оценки не возражал, указал, что уполномоченное учреждение прикрепило в качестве приложения свой вариант порядка, отличный от того, что направлял заказчик в качестве приложения к заявке на размещение;
- представитель уполномоченного учреждения возражал против доводов жалобы, указал, что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
В Курское УФАС России поступило (вх. N1267-ЭП/24 от 18.03.2024) ходатайство от ООО "СМУ-17", являющегося победителем по закупке N0844200000324000004, о допуске к участию в рассмотрении дела N046/06/42-84/2024.
Заявленное ООО "СМУ-17" ходатайство удовлетворено Комиссией Курского УФАС России на заседании Комиссии в полном объеме, к материалам дела приобщено возражение на жалобу ООО "СМУ-17" (исх. N33 от 18.03.2024).
Представитель ООО "СМУ-17" возражал против доводов жалобы, указал, что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
В ходе рассмотрения жалобы, по результатам ее рассмотрения и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
Согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе...", для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе..." определено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Подпунктом "а" п. 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно извещению об осуществлении закупки, размещенного в ЕИС, объектом закупки является - "Реконструкция систем водоснабжения по ул. Садовая, ул. Базарная, ул. 2-я Привокзальная, ул. Набережная в поселке Солнцево Солнцевского района Курской области".
Как подтверждается материалами дела, извещение об осуществлении закупки содержит электронный документ "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Для оценки заявок участников закупки заказчиком в "Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (приложение к извещению об осуществлении закупки), размещенного в ЕИС, установлены критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" заказчиком в "Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", размещенного в ЕИС, применен показатель оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" с детализирующим показателем "общее количество исполненных участником закупки договоров".
Согласно пп. "в" п.28 Положения, в случае применения показателя оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта": документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Таким образом, положения пп. "в" п. 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 отражают принцип сопоставимости, который первостепенно обусловлен целью предметно оценить заявку участника на наличие у него опыта работы, сопоставимой с работами по контракту, планируемому к заключению, обеспечив таким образом возможность участвовать в закупке и победить на конкурсной основе только тем участникам, кто действительно имел подтвержденный опыт по однородным (релевантным) видам работ.
Подпунктом "в" п. 31 Положений установлено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16. статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
Как подтверждается материалами дела, в порядке рассмотрения и оценки заявок, размещенного в ЕИС не установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки, как предусмотрено пп. "в" п. 31 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604.
Как следует из положений положительного заключения экспертизы N46-1-1-3-002020-2030 от 30.01.2020, объект закупки относится к линейному объекту.
Представитель заказчика указал, что "Администрация поселка Солнцево Курской области 12.02.2024 г. направляла в уполномоченное учреждение заявку на закупку "Реконструкция систем водоснабжения по ул. Садовая, ул. Базарная, ул. 2-я Привокзальная, ул. Набережная в поселке Солнцево Солнцевского района Курской области" вместе с приложением "Порядок рассмотрения и оценки заявок". Подпунктом в) пункта 28 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", установлено, что документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно указанному порядку Заказчиком было определено, что к оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки, в качестве которого был определен линейный объект, за исключением автомобильной дороги".
В качестве подтверждения своего довода, заказчиком в материалы дела представлен Порядок рассмотрения и оценки заявок, направленный со стороны заказчика в уполномоченное учреждение.
Представитель уполномоченного учреждения данный факт не отрицал. При этом, просил учесть, что при формировании закупки в ЕИС возможно разместить только ту информацию (извещение об осуществлении закупки с приложенными электронными документами), которые направлены и подписаны заказчиком в личном кабинете.
При таких обстоятельствах, заказчик, уполномоченное учреждение при формировании и размещении извещения об осуществлении закупки нарушили положения ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", пп. "в" п. 31 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В связи с изложенным, довод жалобы в этой части является обоснованным.
2. Согласно ч. 4 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Согласно ч. 5 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Из сведений открытой части ЕИС следует, что заказчику был направлен запрос о даче разъяснении положений извещения о проведении закупки, заказчиком в установленные сроки сформирован и размещен в ЕИС ответ (Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 11.03.2024 NРИ1).
Таким образом, заказчиком в соответствии с требованиями законодательства дан ответ на запрос участника закупки о разъяснении положений извещения о об осуществлении закупки, оснований для внесения изменения в техническое задание заказчиком не усмотрено.
При таких обстоятельствах, довод заявителя не нашел подтверждения материалами дела.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России на данном этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в действиях (бездействиях) субъектов контроля нарушений ФЗ "О контрактной системе_" не выявлено.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.03.2024 NИЭОК1 на участие в закупке было подано 7 (семь) заявок, которые признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и законодательства РФ о контрактной системе, определен победитель, контракт направлен на подписание победителю.
Как пояснил представитель уполномоченного учреждения, при оценке заявок участников закупки, учитывались контракты (договоры) исключительно сопоставимого характера с предметом закупки N 0844200000324000004.
Из документов, представленных в материалы дела следует, что победитель закупки представил исполненные договоры, предусматривающие выполнение работ исключительно на линейных объектах, за исключением автомобильных дорог.
В этой связи, учитывая, что выявленные Комиссией Курского УФАС России нарушения положений ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", п.п. "в" п. 31 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604, не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений не выдается.
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Летягина Юрия Анатольевича обоснованной в части нарушения требований ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", п.п. "в" п. 31 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
2. Признать заказчика - Администрацию поселка Солнцево Солнцевского района Курской области, уполномоченное учреждение - областное казенное учреждения "Управление капитального строительства Курской области" нарушившими требования ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.п. "в" п. 31 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
3. Предписание об устранении нарушений ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", подпункта п.п. "в" п. 31 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела N046/06/42-84/2024 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении/об отказе в возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Передать материалы дела N046/06/42-84/2024 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии: _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 22 марта 2024 г. N 046/06/42-84/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024