Резолютивная часть объявлена 19 марта 2024 г.
Изготовлено в полном объеме 22 марта 2024 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Волкова М.В. Ефремов Д.С. Додонова Е.В. |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" (далее - ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ"), Шумакова А.В. (личность удостоверена), Малиновской Ю.Н. (по доверенности, личность удостоверена), в присутствии представителя заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Курска" (далее - МКУ "УКС города Курска") Комаревцева О.О. (по доверенности, личность удостоверена), при ведении аудиозаписи,
рассмотрев в порядке ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) представленное заказчиком - МКУ "УКС города Курска" обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" (<_>), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 12.03.2024 г. (вх. N1155-ЭП/24) поступило обращение заказчика - МКУ "УКС города Курска" о включении информации в отношении ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" (адрес: 305004, Курская обл., г. Курск, ул. Димитрова, д. 105, пом. 5; ИНН: 4632237435) в РНП в связи с расторжением в одностороннем порядке по инициативе заказчика контракта N042 от 04.09.2023 г. по предмету: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Реконструкция сетей пожарного водопровода по ул. 1я Силикатная, ул. Хвойная в г. Курске" (закупка N 0344300069023000379).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
16.08.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0344300069023000379 для нужд Заказчика по предмету: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Реконструкция сетей пожарного водопровода по ул. 1я Силикатная, ул. Хвойная в г. Курске", ИКЗ: 233463218988746320100100550427112414.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 815 495 руб. 68 коп.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.08.2023 г., победителем электронного аукциона было признано ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" с идентификационным номером заявки A-120361, в связи с признанием заявки соответствующей требованиям ФЗ "О контрактной системе_" и извещения об осуществлении закупки.
В силу ч.5 ст.24 ФЗ "О контрактной системе_", победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
04.09.2023 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - МКУ "УКС города Курска" и ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" был заключён муниципальный контракт N042 от 04.09.2023 г. на "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция сетей пожарного водопровода по ул. 1я Силикатная, ул. Хвойная в г. Курске" на сумму 1 806 418 руб. 21 коп. (реестровый номер контракта N 3463218988723000042) (далее - Контракт).
Пунктом 4.1 заключенного сторонами Контракта N43 от 04.09.2023 г., установлено следующее:
"4.1.Работы выполняются со дня, следующего за днем заключения контракта, по 30.11.2023 в один этап. Выполнение работ по настоящему контракту производится в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N3) к контракту.
Пунктом 7.2. Контракта предусмотрено следующе: "Подрядчик не позднее трех рабочих дней после дня выполнения работ извещает Заказчика о фактически выполненных работах по настоящему контракту, предоставляет в его адрес следующие отчетные документы:
- акт сдачи-приёмки проектной документации в 4-х экз;
- акт приемки выполненных работ - 3 экз.
- счет и счет-фактура (при наличии) в 2 экз.;
-акт сверки расчетов - 3 экз.
- сметы и проект выдать на электронном носителе (формат doc, xls, pdf, dwg, docx, xlsx, gfsx, jpeg или ином универсальном формате, работающем со всеми сметными программа) и на бумажных носителях.
- Пояснительная записка в формате *.xml.
- Документация в переплетах, в количестве - 5 экз;
- отчеты по инженерно-геологическим, инженерно-геодезическим, инженерно- гидрометеорологическим, инженерно-экологическим изысканиям выдаются в 3-х экз;
- положительное заключение государственной экспертизы на проектную документация с результатом инженерных изысканий и достоверность определения сметной стоимости реконструкции объекта капитального строительства - 3 экз.
- Цифровую информационную модель ЦИМ-модель выдать на электронном носителе в формате IFC".
Как следует из материалов дела, 12.10.2023 г. ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" запросило у МУП "Водоканал города Курска" корректировку технических условий в части замены видов работ со "строительства" на "реконструкцию".
Как следует из материалов дела, 12.10.2023 г. ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" запросило у МУП "Водоканал города Курска" корректировку технических условий в части замены видов работ со "строительства" на "реконструкцию".
01.11.2023 г. МУП "Водоканал города Курска" предоставил требуемую корректировку технических условий.
14.11.2023 г. ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" запрошена у МКУ "УКС города Курска" информация, которая необходима для определения сметной стоимости.
01.12.2023 г. ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" получен ответ от МКУ "УКС города Курска" на вышеуказанное обращение.
19.12.2023 г МКУ "УКС города Курска" в адрес ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" направлена претензия с требованием об уплате неустойки в связи с нарушением срока выполнения работ.
27.12.2023 г. ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" ответило на претензию МКУ "УКС города Курска" от 19.12.2023 указав, что причина нарушения срока выполнения работ длительное ожидания необходимых технических условий от МУП "Курскводоканал", а также просил рассмотреть возможность продления срока исполнения контракта.
Кроме того, 25.12.2023 г. ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" передало МКУ "УКС города Курска" проектную документацию по объекту: "Реконструкция сетей пожарного водопровода по ул. 1я Силикатная, ул. Хвойная в г. Курске" в электронном виде. То есть по состоянию на 25.12.2023 г. фактически работы по муниципальному контракту подрядчиком выполнены, за исключением прохождения государственной экспертизы.
10.01.2024 г. Подрядчиком у заказчика запрошено решение о финансировании и доверенность, которые необходимы для прохождения государственной экспертизы.
15.01.2024 г. МКУ "УКС города Курска" в адрес ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" передало доверенность, необходимую для прохождения государственной экспертизы и сведения о финансировании.
27.01.2024 г. ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" подана заявка для прохождения государственной экспертизы.
29.02.2024 г. ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" запросило у МКУ "УКС города Курска" документы, которые затребовало при прохождении государственной экспертизы АУКО "ОБЛГОСЭКСПЕРТИЗА" - акт (решение) собственника сооружения, содержащего условия реконструкции.
МКУ "УКС города Курска" 29.02.2024 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта с использованием ЕИС.
07.03.2024 г. ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" передало МКУ "УКС города Курска" инженерные изыскания, проектную и рабочую документацию. То есть фактически подрядчик передал заказчику часть выполненных работ по муниципальному контакту, за исключением положительного заключения государственной экспертизы, срок прохождения которой не зависит от подрядчика.
Подрядчик в письменном мнении, представленном в материалы дела указал следующее: "Период выполнения работ по контракту с 05.09.2023 г. по 30.11.2023 г. (62 рабочих дня). Срок проведения экспертизы составляет - 42 рабочих дня, Ответы на запросы подрядчика составляли - 18, 16, 4 календарных дней. Фактически у подрядчика не осталось времени для выполнения работ! ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" не имело физической возможности завершить работы в срок указанный в муниципальном контракте!".
Кроме того ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" в своем письменном мнении обратило внимание на то, что, "Согласно п. 29 Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не должен превышать 42 рабочих дней.
То есть положительное заключение государственной экспертизы не может быть получено ранее 28 марта 2024 г.".
Из документов, пояснений и сведений, представленных в материалы дела следует, что ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела, фактически работы по контракту выполнены, за исключением получения положительного заключения государственной экспертизы. Заказчику была передана часть документов, предусмотренных п. 7.2. Контракта, а именно: акт сдачи-приёмки проектной документации в 4-х экз., акт приемки выполненных работ - 3 экз., документация в переплетах, в количестве - 5 экз. При таких обстоятельствах, из материалов дела следует, что Подрядчиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение обязательств по Контракту.
Вместе с тем, в установленные Контрактом сроки и в полном объеме обязательства по Контракту исполнены не были, что свидетельствует о существенном нарушении условий Контракта.
Комиссия Курского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.3 Контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон или решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе"
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.02.2024 г. заказчиком с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", датой поступления ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе - 29.02.2024 г.
Таким образом, в силу п. 3 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", 29.02.2024 г. является датой надлежащего уведомлением ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, датой расторжения контракта является 12.03.2024 г.
Материалами дела подтверждается, что в действиях заказчика при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещении в ЕИС нарушения действующего законодательства РФ о контрактной системе не выявлены.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание Подрядчика недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Пунктом 15 Правил установлено, что Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Материалами дела подтверждается, что Подрядчиком принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют.
Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
Таким образом, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При таких обстоятельствах, Подрядчиком принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта. Принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения пп. а п. 15 Правил, информация в отношении ООО "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, и взаимосвязи представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства города Курска во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИЛЬПРОЕКТ" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 22 марта 2024 г. N РНП-46-823
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024