Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - ГКУ НСО "Управление капитального строительства": (по доверенности), (по доверенности), (по доверенности),
в присутствии представителя ООО "НОВАТЕК": (директор),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение ГКУ НСО "УКС" о включении сведений об ООО "НОВАТЕК" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом подрядчика - ООО "НОВАТЕК" от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Здание фельдшерско-акушерского пункта в с. Плоское Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Сузунская ЦРБ" (извещение N 0151200006022000331), цена контракта 15 776 733,62 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ГКУ НСО "УКС" о включении сведений об ООО "НОВАТЕК" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом подрядчика - ООО "НОВАТЕК" от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Здание фельдшерско-акушерского пункта в с. Плоское Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Сузунская ЦРБ" (извещение N 0151200006022000331).
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
17.11.2022 между заказчиком и ООО "НОВАТЕК" был заключен контракт N 01512000060220003310001 на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Здание фельдшерско-акушерского пункта в с. Плоское Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Сузунская ЦРБ".
Согласно п.3.4 контракта окончание срока выполнения работ, до истечения которого должен быть передан результат работ - 30.06.2023.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что подрядчиком выполнены обязательства по контракту на сумму 7 522 832,40 руб.
22.12.2022 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо N П-111 с уведомлением о приостановке работ по устройству фундамента в связи с обнаружением недочетов в проектно-сметной документации в части конструктивных и объемно-планировочных решений.
26.12.2022 ГКУ НСО "УКС" направило запрос в проектную организацию ООО "Перспектива" по вопросу конструктивных и объемно-планировочных решений фундамента.
09.01.2023 заказчик направил в адрес подрядчика письмо ООО "Перспектива", согласно которому основания для приостановки работ по устройству фундамента отсутствуют.
12.01.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо с замечаниями к проектной документации и локальному сметному расчету.
13.01.2023 заказчиком в адрес ООО "Перспектива" был направлен запрос по вопросам, указанным в письме ООО "НОВАТЕК" от 12.01.2023.
23.01.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо с указанием на противоречия в данных по сэндвич-панелям в локальном сметном расчете, а также просьбой дать разъяснения в части параметров сэндвич-панелей.
08.02.2023 заказчиком в адрес ООО "Перспектива" было направлено обращение о внесении изменений в проектную и рабочую документацию в части информации о сэндвич-панелях.
05.04.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо об отсутствии в проекте конструктива металлокаркаса теплого тамбура. Данное письмо было направлено заказчиком в адрес ООО "Перспектива".
10.04.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо с просьбой внести изменения в конструктив металлокаркаса для крепления сэндвич-панелей.
11.04.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо N 123 о замечаниях в части отметок высот в проектной документации.
12.04.2023 в адрес подрядчика ООО "Перспектива" было направлено подтверждение изменений в проектную документацию в части замечаний подрядчика, указанных в письме от 23.0.2023.
27.04.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо, в котором ООО "НОВАТЕК" сообщило об отсутствии ответа заказчика на вопросы, указанные в письмах подрядчика от 05.04.2023, 10.04.2023.
19.05.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо с просьбой согласовать цвет сэндвич-панелей.
23.05.2023 заказчиком в адрес подрядчика было направлено письмо от ООО "Перспектива" с разъяснением вопроса о креплениях сэндвич-панелей.
26.05.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо с замечаниями в части устройства холодного водоснабжения и с просьбой внести изменения в рабочую документацию.
06.06.2023 ООО "НОВАТЕК" направило в адрес заказчика письмо, в котором общество сообщило сложностях, возникших при выполнении работ и отсутствии ответов заказчика на вопросы подрядчика, указанные в письмах ООО "НОВАТЕК" N 123 от 11.04.2023. Кроме того, подрядчик сообщил о затягивании сроков строительства в связи с поздним поступлением ответов от ООО "Перспектива".
13.06.2023 заказчиком в адрес подрядчика было направлено письмо с ответом ООО "Перспектива" о необходимости согласовании цвета сэндвич-панелей с администрацией Сузунского района. Кроме того, ООО "Перспектива" сообщило о возможности внесения изменений в проектную и рабочую документацию на возмездной основе после такого согласования.
15.06.2023 заказчик в адрес проектной организации ООО "Перспектива" направил письмо с просьбой рассмотреть обращение ГКУ НСО "УКС" и выдать изменения в проектно-сметную документацию в части подключения водоснабжения.
04.08.2023, 16.08.2023 в адрес заказчика были направлены письма (исх. N 251, N 255) о несоответствии проектной и сметной документации.
16.08.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо N 254 о приостановке выполнения работ в связи с отсутствием ответов заказчика на письма ООО "НОВАТЕК" от 11.04.203 N123, от 26.05.2023 N 234, от 21.06.2023 N 240, от 14.07.2023 N 245, от 01.08.2023 N 249, от 04.08.2023 N 251.
05.09.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо N 256 с просьбой согласовать опоры освещения.
12.09.2023 ООО "Перспектива" направило подтверждение соответствия изменений, внесенных в проектную документацию в части точки подключения сети водоснабжения.
28.09.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо (N 261) с указанием на отсутствие в проекте листа 32, также в смете листа 5.
18.10.2023 в адрес заказчика ООО "НОВАТЕК" направило письмо о несоответствии площади проездов в проектной документации фактическим.
26.10.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо о несоответствии цвета профилей для отделки помещений в проекте и ведомости.
18.01.2024 заказчиком в адрес подрядчика была направлена претензия с требованием об оплате неустоек (штрафов, пеней).
02.02.2024 ООО "НОВАТЕК" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение 02.02.2024 было размещено в ЕИС.
Согласно ч.19 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.20.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч.19 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч.21 ст.95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае.
В соответствии с ч.22 ст.95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
09.02.2023 заказчиком в адрес подрядчика были направлены возражения на решение ООО "НОВАТЕК" об одностороннем отказе от исполнения контракта и предложением отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с целью проведения совещания по вопросам, послужившим основанием для принятия подрядчиком такого решения.
12.02.2024 подрядчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта отменено.
20.02.2024, 29.02.2024 заказчиком в адрес заказчика были направлены письма с указанием на замечания к выполненным ООО "НОВАТЕК" работам. На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ООО "НОВАТЕК" пояснил, что заказчик был уведомлен о несогласии подрядчика с замечаниями, указанными в письмах ГКУ НСО "УКС" от 20.02.2024, 29.02.2024, поскольку часть выявленных замечаний связана с отсутствием ответов заказчика на ранее направленные запросы ООО "НОВАТЕК".
29.02.2024 в связи с отсутствием информации от заказчика, запрашиваемой подрядчиком в ранее направленных письмах ООО "НОВАТЕК" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение 29.02.2024 было размещено в ЕИС.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пп. "б" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п.13 данных Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что с учетом того, что ООО "НОВАТЕК" предпринимались меры, направленные на выполнение работ по контракту (подрядчиком были выполнены работы на сумму 7 522 832,40 руб.), а также с учетом затягивания заказчиком сроков представления ответов на запросы подрядчика, отсутствия ответов на направленные подрядчиком запросы, в частности, о материале пандуса, несоответствии фактической площади проездов площади, указанной в проектно-сметной документации, имеются неустранимые сомнения в наличии в действиях подрядчика недобросовестного поведения. Кроме того, неправомерность принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта со стороны ООО "НОВАТЕК" для Комиссии Новосибирского УФАС России не очевидна, поскольку часть недочетов в представленной подрядчику проектно-сметной документации не устранена.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе, с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, организацией были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, таким образом, сведения об ООО "НОВАТЕК" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения ГКУ НСО "УКС" о включении сведений об ООО "НОВАТЕК" (ИНН 2463119663) в реестр недобросовестных поставщиков отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 марта 2024 г. N 054/06/104-595/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024