Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Заказчик),
ООО ПИК "Латис" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 5705-ЭП/24 от 05.03.2024) на действия СПБ ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию проезда от дороги на Металлострой до земельного участка с кадастровым номером 78:37:0017412:4374 (извещение N 0372200260024000030) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.02.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0372200260024000030. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 192 035,20 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Уполномоченного органа, Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качественные характеристики объекта закупки".
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Относительно доводов Заявителя, касающихся установления Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 16-19 Положения
16. Для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
17. Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
18. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
19. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения предусмотрено следующее:
20. Если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
в) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
г) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;
д) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
21. Если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
22. В случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
23. Если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком определен следующий порядок оценки критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Присвоение баллов по детализирующему показателю оценки "Качество работ" (Характеристика объекта закупки N1) показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 16 Положения производится Заказчиком по следующей шкале оценки:
Уровни шкалы оценки |
Значение детализирующего показателя оценки (Характеристика объекта закупки N1) |
Количество присваиваемых баллов |
1 |
2 |
3 |
а |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки или представление предложения о качественных характеристиках объекта закупки не по всем видам работ или представление предложения о качественных характеристиках объекта закупки, не соответствующего уровням шкалы оценки б, в. |
0 |
б |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта, описанием мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ по нескольким видам работ, при этом описание минимум по семи видам работ представлено в полном объеме. |
50 |
в |
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта, описанием мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ. |
100 |
Перечень видов выполняемых работ, к описанию которых Заказчиком установлены требования:
- Выполнение инженерных изысканий (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-экологические изыскания, инженерно-гидрологические изыскания).
- Историко-культурная экспертиза земельного участка.
- Обследование зданий (сооружений) попадающих в зону влияния от нового строительства.
- Разработка проектной документации по разделу "Пояснительная записка".
- Разработка проектной документации по разделу "Проект полосы отвода".
- Разработка проектной документации по разделу "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения".
- Разработка проектной документации по разделу "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта".
- Разработка проектной документации по разделу "Проект организации строительства".
- Разработка проектной документации по разделу "Мероприятия по охране окружающей среды".
- Разработка проектной документации по разделу "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности".
- Разработка проектной документации по разделу "Смета на строительство объектов капитального строительства".
- Разработка подраздела "Схема организации дорожного движения на период строительства работ".
- Разработка подраздела "Проект временного электроснабжения, теплоснабжения (при необходимости), водоснабжения и канализации на период строительства".
- Проект рекультивации территории.
Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
В рамках описания последовательности и детализации решений проектной документации объекта необходимо представить следующий перечень сведений: основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации (стадии "Проектная документация" и "Рабочая документация"), организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, задействованные трудовые ресурсы, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям.
В рамках детализирующего показателя оценки оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания выполняемых работ участником закупки, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ) требованиям, которые изложены в извещении об электронном конкурсе (со всеми приложениями), а именно наличие в заявке участника закупки развернутого описания предложения о качестве работ, в том числе: описание последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, задействованные трудовые ресурсы, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ.
Оценка заявки участника по детализирующему показателю оценки "Качество работ", выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки, определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта с описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, задействованные трудовые ресурсы, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ по рекомендованной форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" (Приложение N1 к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкции по ее заполнению). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе Задания на проектирование, Расчета начальной максимальной цены контракта, являющимися неотъемлемой частью приложений к извещению об электронном конкурсе.
Порядок заполнения рекомендованной формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки установлен в Приложении N 1 к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкции по ее заполнению (Приложение N3 к извещению об электронном конкурсе).
В случае если участником в графе 3 рекомендованной формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все работы будут выполнены в соответствии с требованиями, указанными в извещении об электронном конкурсе (со всеми приложениями) или участником представлено предложение о качественных характеристиках объекта в виде повторения положений приложений к извещению (в т.ч. Задания на проектирование), и при этом участником не предлагается описание последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, задействованные трудовые ресурсы, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ ни по одному из видов (наименований) выполняемых работ, то, в соответствии со шкалой оценки участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качество работ".
Непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта с описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, задействованные трудовые ресурсы, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ, трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки".
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта с частичным описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта описанием мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ" в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, но при этом описание последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, задействованные трудовые ресурсы, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ представлено не в полном объеме по одному или более видам работ.
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта с описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта описанием мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ" в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, при этом описание последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, задействованные трудовые ресурсы, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ, описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ представлено в полном объеме по всем видам работ.
Описание последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, задействованные трудовые ресурсы, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ по всем видам работ, предлагаемые участником в составе заявки, не должны противоречить извещению об электронном конкурсе (со всеми приложениями). В случае наличия противоречий с положениями извещения об электронном конкурсе (со всеми приложениями), в том числе в случае наличия ссылок на недействующие нормативно-технические и(или) нормативно-правовые документы, участнику присваивается 0 баллов по детализирующему показателю оценки "Качество работ".
При формировании Предложения о качестве участник закупки должен не повторить требования извещения об электронном конкурсе (со всеми приложениями), а раскрыть данные требования и технологические решения с учетом имеющихся у участника конкурентных качеств.
Комиссия УФАС отмечет, что Закон о контрактной системе и принятые на его основе нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в положении 2604), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в Положении). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит Заказчику.
Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанному показателю позволяет прийти к выводу о том, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в извещении содержится: перечень свойств объекта закупки, подлежащих описанию участником закупки в составе заявки и последующей оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет разделы (свойства) и инструкция по заполнению рекомендуемой формы, позволяющие оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Комиссия УФАС отмечет, что спорный критерий и порядок его оценки не противоречит Положению и Закону о контрактной системе.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС, Заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, в части обоснования того, каким образом нарушаются требования законодательства, также подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя, что рассматриваемый порядок оценки ограничивает количество участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что скопированные в жалобу положения порядка оценки заявок на участие в конкурсе, не свидетельствуют о наличии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе в части формирования ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ПИК "Латис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 марта 2024 г. N 44-968/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2024