Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (далее - Заказчик),
с участием представителей ООО "Светлое будущее" (далее - Участник, Поставщикпо доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 5082-ЭП/24 от 28.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку сувенирной продукции (извещение N 0172200006023000125),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку сувенирной продукции (извещение N 0172200006023000125) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 758 400,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.12.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "Светлое будущее".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Светлое будущее" заключен государственный контракт N 04-01/2024 от 12.01.2024 на сумму 1 679 272,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 12.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.02.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Светлое будущее".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку сувенирной продукции (далее - Товар).
Согласно п. 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется с даты заключения Контракта, но не позднее 23.01.2024 единовременно, одной партией.
Фактически товар поставлен 30.01.2024, просрочка поставки товара составила 7 календарных дней (5 рабочих дней).
В соответствии с пунктом 3.7 контракта Заказчиком проведена экспертиза соответствия поставленного Товара характеристикам, предусмотренным Контрактом. В ходе приёмки выявлены несоответствия поставленного товара условиям контракта, изложенным в Описании товара (Приложение N 2 к Контракту), в связи с чем Заказчиком на основании пункта 3.6 контракта подготовлен и размещён 05.02.2024 в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приёмке с указанием срока замены Товара, не соответствующего требованиям Контракта, на Товар надлежащего качества - 2 рабочих дня (не позднее 07.02.2024).
По состоянию на 12.02.2024 замена Товара, не соответствующего требованиям контракта, на Товар надлежащего качества Поставщиком не произведена.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.6 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 12.02.20204.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Поставщик обязуется поставить товар не позднее 23.01.2024.
Фактически Товар поставлен 30.01.2024 с просрочкой товара в 7 календарях дней. Данный факт Поставщиком не оспаривается.
05.02.2024 Поставщиком был получен Мотивированный отказ от подписания документа о приемке = 02.02.2024, в котором Заказчик указал на необходимость исправить нарушения в течение 2 рабочих дней с момента получения отказа, т.е. не позднее 07.02.2024.
Согласно Приложению N 2 к Контракту Поставщик обязуется поставить товар со следующими характеристиками, которым соответствует только одна модель Товара существующая на рынке, а именно HD75 Beurer.
Как видно из приведенных источников информации описание Товара совпадает полностью, даже изображение "Переключателя".
Данный Товар производится немецкой компанией Beurer. В связи с введением санкций и мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации со стороны Европейского союза, как выяснилось позднее, на момент исполнения Контракта на территории Российской Федерации данный Товар отсутствовал в необходимом для поставки количестве.
12.01.2024 был Поставщиком заключен договор N 15 от 12.01.2024 на поставку Товара, необходимого для исполнения Контракта.
Поставщик по указанному договору затянул с поставкой и в итоге поставил Товар с другими характеристиками и другой моделью Товара.
ООО "Светлое будущее" было принято решение поставлять такой Товар и одновременно искать на рынке Товар, полностью соответствующий характеристикам. В последствии Заказчик отказался принимать данный Товар.
Для устранения нарушения предпринимались попытки обратиться в фирменный магазин BEURER. Но, в необходимом количестве Товар отсутствовал.
После отказа Заказчика Поставщиком были предприняты меры обратиться к местным производителям для изготовления Товара по указанным характеристикам, что подтверждается заключенным договором N 240205 от 05.02.2024.
Однако, как выяснилось в последствии, производитель не мог осуществить производство необходимого Товара в указанные в мотивированном отказе сроки из-за проблем с наличием комплектующих товаров, которые не производятся на территории Российской Федерации и на тот момент отсутствовали у производителя.
В связи с вышеуказанным 07.02.2024 Поставщиком был направлен Заказчику ответ на мотивированный отказ, в котором Поставщик просил продлить срок замены Товара, в связи с тем, что на тот момент отсутствовали необходимые комплектующие, признал допущенное нарушение, и гарантировал устранение нарушения.
В ответ на указанное Письмо поставщика Заказчик направил письмо, в котором выразил отказ в продлении сроков устранения нарушения.
27.02.2024 Заказчиком в адрес Поставщика было направлено требование о взыскании неустойки по Контракту в размере 31 868,30 рублей.
Указанная неустойка была полностью оплачена 28.02.2024, что подтверждается платежным поручением N 4 от 28.02.2024.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Светлое будущее" реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Светлое будущее" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия пришла к выводу, что со своей стороны ООО "Светлое будущее" совершил все действия, направленные на добросовестное исполнение государственного контракта: обеспечил своевременную поставку товара, соответствовавшего условиям закупочной документации, предпринимал попытки замены товарных позиций, поставку которых было невозможно осуществить в силу объективных причин.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Светлое будущее" (ИНН: 3701050301), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 марта 2024 г. N РНП-78-397/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024